Развитие креативности — основа для великих свершений

Креативность — способность к творчеству, а это значит, и способность находить эффективные способы решения поставленных задач и выдвигать новые решения.

Оригинальные идеи изменили ход человеческой истории. Многое из того, что сегодня воспринимается как нечто само собой разумеющееся (сотовый телефон, непригораемая сковородка, объемное телевидение), пришло кому-то в голову как новая идея. В то же время другим это казалось невозможным и даже еретическим. Вопрос: как приходят идеи людям, и почему одним идеи приходят и они их реализуют, а другим не приходят? Во многом это зависит от креативности (потенциальной возможности к творчеству) человека. В детском возрасте креативность очень высока: 94 % всех детей креативны. В возрасте 10 лет ее показатели падают до 30%. Только 2% взрослых можно назвать по-настоящему творческими людьми. Куда же растворяется способность творить? Львиная доля вины за то, что человек не может украсить этот мир, воплощая свои идеи, лежит на родителях. Запретив когда-то говорить то, что не принято в обществе, мечтать вслух, экспериментировать, родители закрыли дверь в неизведанное, интересное, новое. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий (результат работы правого полушария).

Давайте разберемся, что отличает креативное мышление от механического (стандартного)? Механическое решение — результат метода проб и ошибок или фиксированная процедура, основанная на усвоенных правилах.

Креативное мышление = механический стиль мышления + спонтанность + гибкость + оригинальность

Уважаемые родители, предлагаю вам найти решение поставленной задачи, а затем предложить эту задачу ребенку.

Представьте себе, что у владельца крупной автомастерской скопились миллионы автомобильных шин. Он пригласил вас для решения креативной задачи: найти творческое применение этим шинам.

Креативность ваших предложений будет оцениваться следующим образом:

  1. Спонтанность определяется как общее число предложений, которое вы можете сделать.
  2. Гибкость определяется как общее число переключений с одного класса возможных употреблений на другой.
  3. Оригинальность—то, насколько новыми и необычными оказываются ваши предложения.

Подсчитав количество проявлений спонтанности, гибкости и оригинальности, вы можете оценить креативность вашего подхода к проблеме. Сравните результаты, полученные ребенком, со своими результатами. Убедитесь в том, что дивергентное (при решении задач предлагаются несколько вариантов решения, в отличие от конвергентного, где отсекаются лишние варианты) мышление ребенка значительно выше развито. Умение дивер-гентно мыслить (а именно дивергентное мышление определяет креативность) лежит в основе творческого решения проблем.

Когда мы подходим к решению проблемы только с одной стороны, то есть предполагаем, что есть только один правильный вариант решения, и проблема заключается в том, чтобы найти его — это приводит к конвергентному мышлению (умение действовать по подобию).

Уважаемые родители! Смех усиливает способность к сосредоточению и ПОВЫШАЕТ УМЕНИЕ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ. Создайте условия, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЧАЩЕ РАДОВАЛСЯ.

Стадии креативного мышления

Креативное мышление может быть в разных вариантах, но наиболее типичные стадии решения креативных задач — это пять ступеней.

  1. Ориентация. Задача: определить проблему и ее проявления.
  2. Подготовка. Задача: получить как можно больше информации, относящейся к проблеме.
  3. Инкубационный период. Задача: подключить бессознательное для решения проблемы (пауза, индуцированное воображение, медитация, другие способы).
  4. Озарение. Задача: зафиксировать быстрый инсайт или серию инсайтов.
  5. Проверка. Задача: критически оценить решения, полученные на стадии озарения.

Пример креативного решения задачи

  1. Описание задачи. Легенда гласит, что правитель Древней Греции Сиракуз как-то раз стал подозревать, что его ювелир заменил в части короны золото на более дешевый материал, а разницу прикарманил. Архимеду, знаменитому мыслителю и математику, поручили решить эту задачу и выяснить, не обманывали ли правителя.
  2. Решение задачи. Архимед начал с того, что определил проблему (ориентация): «Как я могу определить, какие металлы использовались в короне, не повредив ее?». Затем он проверил все известные методы анализа металла (подготовка). Для этого потребовалось разрезать корону, и он оставил решение проблемы (инкубация). И вот однажды, когда Архимед вошел в ванную комнату, к нему пришло решение (озарение). Он так возбудился, что побежал обнаженным по улицам с криками «Эврика! Эврика!». Помните, что помогло ему сделать важное открытие? Наблюдая во время купания в ванне за своим телом, Архимед понял, что различные металлы одинакового веса будут вытеснять разное количество воды. Архимед поместил количество золота, равное по весу тому, которое дали ювелиру для изготовления короны, в емкость с водой. Затем он поместил в воду корону. Если бы корона была полностью золотой, то вода в емкости поднялась бы до того же уровня.

Этот пример наглядно описывает креативное мышление. По-настоящему выдающееся творчество требует редкого сочетания навыков мышления, личностных качеств и поддержки окружения. Именно это сочетание сформировало таких творческих «гигантов», как Л. Толстой, 3. Фрейд, В. А. Моцарт, П. Пикассо.

Уважаемые родители! Позволяйте детям думать, говорить и делать не только привычные вещи, но и фантазировать, сочинять, изобретать новые. Наши дети умнее родителей на целое поколение.

Рекомендации родителям

1.    Развивая творческие способности ребенка, учитывайте его возрастные особенности.

0-2 лет.    Обеспечить приток разнообразных впечатлений, свободу движений ребенка.
2-5 лет.    Обеспечить приток информации о мире и художественных впечатлений.
5-7 лет.    Предоставить ребенку место для занятий, книги, журналы, оборудование (музыкальные инструменты, микроскоп и т. д.), материал для художественного творчества (краски, пластилин, цветную бумагу ит. д.).
7-12 лет.    Рекомендовать кружки, факультативы в школе. Обеспечить возможность самовыражения на уровне класса: прочитать свои стихи, рассказы; выставить рисунки, лепку, коллекцию; исполнить музыку, танец; сделать сообщение по предмету интереса.
12-15 лет. Обеспечить возможность самореализации на уровне школы и выше: выступить на тематических вечерах, конкурсах, конференциях в школе; выступить по местному телевидению, радио; опубликовать произведения в стенгазете, местной и центральной печати.
15 лет и более. Информировать об олимпиадах, конкурсах, конференциях по предмету интереса; предоставить информацию об интересующих профессиях и учебных заведениях.

2.    Будет ли ребенок с задатками одаренности талантливым, во многом зависит от вас.

Упражнение для развития личной успешности родителей «Благодарность»

  1. Составьте список людей, которые являются для вас уважаемыми, дорогими и любимыми.
  2. Придумайте способы, с помощью которых вы сможете выразить благодарность, уважение, признание, любовь к ним (подсказка: слова, прикосновения, подарки, телефонный звонок, письмо, смс-сообщение, деньги).
  3. Напишите рядом с каждым именем свои намерения выразить знак внимания.
  4. Определите контрольное время, в течение которого вы выразите знаки внимания значимым людям.
  5. Выразите благодарность, признание, любовь.
  6. Почувствуйте удивительное чувство легкости и внутренней гармонии. С этого момента вы стали совершеннее, счастливее.
  7. Каждый день мысленно, а лучше в действии, благодарите людей, события, которые встретились в этот день.
  8. Наблюдайте за изменениями в вашей жизни. Вам они понравятся!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *