Сказкотерапия — профилактика детских капризов с помощью сказок

Почему именно сказки

Как показывает практика семейного консультирования, чаще всего семьи сталкиваются с первыми двумя ошибочными целями ребенка: привлечением внимания и борьбой за власть. Месть и уклонение встречаются гораздо реже, потому что к этим целям ребенок начинает стремиться после того, как не смог привлечь к себе внимание и отвоевать немного власти. Чуткие родители, если в семье не происходит каких-либо форс-мажорных обстоятельств, обращают внимание на сложности в общении с ребенком гораздо раньше.

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы Друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, рассказы для детей собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Сочинение и рассказывание сказок позволяет уделять внимание ребенку, а также учиться, уклоняясь от борьбы, передавать инициативу друг Другу, либо придумывать истории непосредственно о такой борьбе и вместе находить пути решения.

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или донести до него какую-то важную мысль, нужно делать это в узнаваемой, удобоваримой и понятной форме. Например, объясняя что-то сложное французу, мы, разумеется, преуспеем больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении веков находят отражение в культурах разных народов.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет его своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем достаточно несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени части нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но, самое главное, сказочные сюжеты учат ребенка, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший веру в благополучный исход событий, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Детям можно и нужно рассказывать сказки, которые выполняют не только развлекательную функцию. Пусть выбранные вами истории поясняют устройство окружающего мира, учат взаимодействию между людьми, отражают душевные конфликты личности, дают некоторые способы разрешения этих конфликтов.

Каждому возрасту — свои сказки. Психологи предлагают рассматривать сказку как особый инструмент работы с детьми. При психологическом взаимодействии с ребенком сказка может выполнять ряд функций, начиная с установления контакта до собственно терапии. Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное— очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.

Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного образа «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации.

Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые бывает иногда трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.

РЕБЕНОК ДО ПОЛУГОДА.

Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта социальная ситуация будет комфортна для ребенка.

Основной, ведущий тип деятельности в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность — это потребность в другом человеке. На ее развитие родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: «Младенец беспомощен, если он один, но пара — мать и дитя — не только не беспомощна, но поражает своей жизнестойкостью».

Сказка, с которой мама обращается к младенцу, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка.

Сказка — одно из составляющих комплексного контакта с ребёнком

Особое значение для маленьких слушателей имеет настроение рассказчика, его эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи. Через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с крохой.

Сказка-игра при выполнении гимнастики

Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик — кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх и в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны…

Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку. Речь сопровождается соответствующими движениями. Контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.

РЕБЕНОК ОТ ПОЛУГОДА ДО ГОДА.

По мере того, как малыш растет и развивается, у него появляются новые умения. Хватание, направление к предмету стимулирует появление такого навыка, как сидение. Когда ребенок садится, в поле его зрения появляются другие предметы, в том числе и те, к которым притронуться нельзя. В этом суть закона опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.

Начиная со второго полугодия общение ребенка со взрослым приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. Малыш больше не согласен просто обмениваться с родителями ласками. Теперь ему нужно, чтобы взрослые сотрудничали с ним в деле, организовывали его, помогали в трудную минуту, подбадривали при неудачах, хвалили за достижения. Каждой матери хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При таком общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания. Но и этого недостаточно — малышу очень важно, чтобы взрослый активно взаимодействовал с ним во всех его занятиях.

С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть краткой: несколько коротких предложений, с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания о любопытном для себя объекте, а также расширяет и пополняет общий запас знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоциональною контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста.

Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.

Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обытрано в форме сказки…

В гостях у будильника

Пришёл малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!

—    Привет! — говорит малыш.
—    Привет! — отвечает будильник. (Будильник можно «оживить», например, покивать им ребенку.)
—    Что ты делаешь? — спрашивает малыш.
—    Я хожу: тик-так, тик-так, тик-так — вот послушай! (Можно поднести будильник к уху ребенка.)
—    А что ты еще умеешь?
—    Я умею будить — громко петь! Хочешь послушать?
—    Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание.)
—    А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).
—    Пока-пока!

РЕБЕНОК ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ.

Когда малыш достигает этого возраста, социальная ситуация полного единения ребенка с мамой взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. Теперь маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Речь двухлеток и годовалых малышей уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. При этом слова еще ситуативны — лишены постоянных значений. Одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.

Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет, как держать ложку, как надеть очки, как пользоваться расческой и т. д. Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Таким образом, общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.

Сказка для ребенка от года до двух лет должна быть более протяженной по времени, в сюжет нужно включать активные действия самих детей, элементы драматизации. У малышей уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием вслед за взрослыми подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

Посредством сказки можно научить малышей нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также продолжать расширять общий кругозор. В этом возрасте можно рассказывать сказки, связанные с определенными ритуалами, например:

Сказка, сопровождающая чистку зубов

Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их… Открывайся, ротик-домик! Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они опали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого и их спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка и ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!

РЕБЕНОК ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ.

По мере своего развития ребенок постепенно совершает переход от совместных поступков к самостоятельным. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого. В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны, или что руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.

В этом возрасте малыш уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия персонажей, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, служит для поддержания контакта между сказочником и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.

  1. Выбор сложной ситуации. Предположим, это вынужденное отсутствие одного из родителей (командировка, поездка к родственникам, пребывание в больнице и т. д.). Малыш может очень сильно переживать и беспокоиться из-за предстоящей разлуки: плакать, капризничать, отказываться от еды и сна.
  2. Выбор героев сказки. Как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за ее героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Во время рассказа перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Поэтому выбор героев сказки — очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании, сказав себе: «Это ведь не со мной происходит, а с ним…».

Желательно, чтобы для мамы и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в сказке. Это важно в том случае, если есть желание регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков — выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.

Сказка про командировку

Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама-зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море (Этот список можно пополнять своими любимыми способами проводить время с ребенком.)

К сожалению, не всегда зайчики могли проводить время так, как им хотелось бы. У каждого из них была своя работа.

Папа-заяц работал каждый день на работе, а иногда даже приносил работу домой и подолгу сидел за компьютером. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка в такие вечера уходили на долгие прогулки, а если оставались дома, то вели себя тихо-тихо, как мышки, чтобы не мешать папе.

Зайчишка-сынишка работал в садике мальчишкой. Это очень интересная работа: иногда легкая и веселая, иногда сложная и трудная. Очень непросто бывает слепить филимоновскую игрушку и красиво раскрасить ее или научиться танцевать польку, а скольких трудов стоит выучить стихи ко всем утренниками… Зато тому него было много друзей: мальчиков-зайчиков, девочек-белочек — с ними можно играть, меняться игрушками, рассказывать им интересные истории!

Мама-зайчиха обычно сначала заводила сынишку-зайчшику на его работу, а потом убегала на свою. Но так было не всегда, иногда маме-зайчихе приходилось работать очень далеко от дома, и тогда зайчишку на работу отводил папа-заяц.

За день до того, как уехать работать далеко, мама-зайчиха обычно забирали зайчишку из садика пораньше, чтобы провести с ним побольше времени. Они гуляли или заходили в кафе…

—    Мама, ты сегодня грустная, — обычно зайчишка замечает мамино настроение.
—    Да, мальчишка-зайчишка, я сегодня грустная, потому что завтра мне придется уехать на несколько дней. До пятницы вы с папой будете вдвоем, а я буду очень-очень скучать по своим мальчишкам. — печально сказала мама-зайчиха.

Зайчишка опечалился. Он хотел завтра показать маме ежика, которого он слепил сегодня, но до завтра ежик должен был сохнуть в садике… Еще зайчишка подумал, что завтра им с папой, чтобы проснуться, придется слушать будильник, а не ласковые мамины Сухова: «Мальчишки-кочерыжки, просыпайтесь! Солнышко и завтрак давно уже встали!». Зайчишка посмотрев на маму, она сиделка совсем грустная. Зайчишка решил ее утешить.

—    Мама, мы будем скучать без тебя, но ведь ты совсем ненадолго!
—    Да, сынок, ненадолго!
—    А давай, мама, мы с папой тебе здесь какой-нибудь сюрприз приготовим, а ты нам с работы тоже сюрприз привезешь?

Мама засмеялась, нежно прижала к себе зайчишку, поцеловала его в макушку и сказала:
—    Договорились, солнышко!

Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка посидели еще минутку, обнявшись, а потом пошли домой, держась за руки и улыбаясь. Они больше не были грустными.

Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями, используя для этого любимые способы проведения свободного времени в вашей семье, особенности, касающиеся работы родителей и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение.

После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, например, задать такие вопросы: «Почему мама-зайчиха была грустная, когда забирала из садика зайчишку?», «Что зайчишку огорчило?», «Что интересного придумал зайчишка?», «Почему мама-зайчиха и сынишка-зайчишка перестали грустить?». Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию как свою.
Еще одна сложная для родителей и ребенка ситуация — поход в поликлинику на прививку. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома. (Речь идет о детях 2-4 лет.) Вам хотелось бы, во-первых, избежать предварительных капризов, во-вторых, спокойно пережить саму процедуру прививки, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: «Будет больно» и сохранить при этом хорошие взаимоотношения.

Сказка про прививку

Жилы-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, уж больно редко бывал он дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.

Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:

—    Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
—    Какое? — заинтересовался зайчишка.
—    Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
—    Мама, а можно я не пойду? — шепотом спросил зайчишка. Он так испугался, что стал говорить тихо-тихо.

Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:

—    Ты испугался того что будет больно колоть пальчик?
(Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка, задав ему вопрос: «Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?».)
—    Да
—    Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, он про них, наверное, много знает…
Когда зайчишка серьезно задумался, мама предложила ему:
—    А давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: «Глазки закрывай!». А ты после этого громко скажешь: «Ой!» и сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: «Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?».)
Зайчишка молчал и пробовал представить, как это будет выглядеть. А мама тогда предложила:
—    Давай потренируемся!
Зайка задумчиво кивнул маме-зайчихе. Мама-зайчиха крепко-крепко обняла своего зайчонка и скомандовала: «Закрывай глазки!». Зайка закрыл глазки и громко сказал: «Ой!». (Этот момент можно сделать интерактивным — проиграть его с ребенком.)
Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец!

После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, например, спросить его: «Ты помнишь, чего испугался Заика в сказке?», «Почему он этого испугался?», «Как ты думаешь, в конце сказки Заика стал бояться меньше?». Затем можно провести параллель между сказкой о зайке и реальным посещением врача, предстоящем ребенку завтра. Этого можно и не делать, так как для ребенка, ассоциировавшего себя с зайкой, такая связь в любом случае будут присутствовать.

Аналогичным образом можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку: от укладывания спать до вынужденного отъезда мамы.

Конечно, сказка — не волшебная палочка, по мановению которой исчезают любые беды и вся боль реально существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что их утешит, придаст силы, и от чего они начинают чувствовать поддержку и понимание.

Эффективность сказок для и о ребенке. Эффективность сказок, которые мамы или папы сочиняют для ребенка и о ребенке, объясняется многими причинами. Во-первых, сами сказки позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Многие дети в беспокоящих их проблемах винят себя. Кроме того, нм трудно говорить о своих проблемах открыто, они испытывают смущение. Если взрослый пробует заводить прямой разговор с детьми, они сразу замыкаются и уходят от разговора.

Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах — они просто слушают рассказ о зайчике, медвежонке, грузовичке или девочке, такой же, как они. Малышу ничто не мешает слушать, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. Это значит, что есть возможность поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

Изменив контекст, вы создаёте зону безопасности

Сказочные истории дают ребенку возможность подумать, поразмыслить и задать вопросы на чреватые конфликтом, «взрывоопасные» темы без боязни вмешательства во внутренний мир. Мы, взрослые, часто делаем то же самое. Большинству знакома практика получения совета по смущающему нас вопросу с использованием знакомого приема: «У моего друга есть одна проблема…».

Очень интересно понаблюдать, как дети пользуются этой зоной безопасности. Об этом явлении замечательно пишет Дорис Бретт — автор сборников «терапевтических историй» для детей.

Истории про Энни…

«С одной стороны, ребенок отождествляет себя с “Энни», но когда повествование доходит до “больного места», он становится на позицию слушателя, и тогда “Энни» — это просто девочка из рассказа. Таким образом, он получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником, не давая смущению взять власть над разумом. Форма рассказа имеет еще одно преимущество: для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Во всем мире дети выключают радиоприемники и телевизоры, если гам читают нотации, и включают их, когда наступает время сказки.

“Истории про Энни” способствуют общению и располагают к нему совершенно особым образом. Часто дети избегают говорить о своих проблемах потому, что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых или потому, что у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их часто запутанные и сумбурные чувства, выраженные словами в рассказе, может оказаться весьма полезным.
Это дает вам возможность вступить в диалог со своим ребенком. Ведь разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание и регистрационный номер — это все, что вам удается узнать. Но тот же самый ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит Энни. Так что, если вы не знаете, что именно беспокоит вашего ребенка, вы можете спросить, что, по его мнению, беспокоит Энни. И в этом случае опять то же чувство безопасности позволяет ему быть столь открытым.

Если я не уверена, что именно является причиной беспокойства моей дочери, я просто спрошу ее, какую “историю про Энни” (вернее, о чем) она хотела бы от меня услышать. Если она скажет что-то вроде: “Расскажите мне, как Энни ходила к доктору”, — я буду знать, в чем суть проблемы».

Из кн. Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…»

Способ общения посредством сказки ценен еще тем, что он позволяет детям познавать новое, чувствуя себя в определенной степени независимыми. Ребенок может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать рассказ снова и снова, сосредотачиваясь на том, что в данный момент для него особенно актуально (ничего не навязывается ему насильно). И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий.

Как рассказывать сказки. Общие правила.

Каждый ребенок уникален. Возьмите, к примеру, своего ребенка и понаблюдайте, как он воспринимает и осваивает окружающий мир. Проявляет ли он осторожность, сталкиваясь с новым опытом, или идет с открытым забралом, напролом, безоглядно? Легко ли он приспосабливается к переменам или любая новизна, новый опыт вызывают у него тревогу и раздражение? Каким он себя считает — смелым или робким, ловким или неуклюжим, общительным или застенчивым?

Смоделируйте главного героя по образцу вашего ребенка, пусть они будут похожи какими-то узнаваемыми умениями или качествами. Наделите главного героя теми же переживаниями и интересами, которые есть у вашего малыша.

Вы должны знать, насколько устойчиво внимание вашего ребенка, то есть как долго он способен продуктивно слушать и, соответственно, насколько длинным должен быть для него рассказ. Используйте юмор, где только возможно. Юмор привлекателен для ребенка, он стимулирует его интерес и является эффективнейшим средством против напряжения, тревоги и беспокойства. Пусть герой сказки попадает в забавные ситуации и с честью выходит из них.

Рассказывая какую-нибудь очередную сказку, следите за своим ребенком: его реакция и поведение дадут вам ключ к дальнейшим шагам и действиям. Заметьте, когда он особенно внимателен, захвачен содержанием рассказа, а когда ему становится скучно. Если внимание малыша сосредоточено на сказочных событиях, вы — на правильном пути. Если рассказ ему не интересен, значит, что-то не так или ребенок еще не готов его воспринять.

Не пытайтесь быть педантичным в языковом, стилистическом отношении, лучше дайте волю воображению, окунитесь в стихию рассказа, расслабьтесь и испытайте радость сочинительства, не мудрствуя лукаво.
Необходимо также учитывать свое собственное состояние. Если вы встревожены, когда рассказываете истории, ваша тревога и беспокойство могут передаться ребенку. В этом случае лучше перепоручить роль чтеца (или рассказчика) другому члену семьи или Другу, а самому послушать. Накопив опыт, вы сможете рассказывать истории более свободно и непринужденно.

Родителям, которые не уверены в своих способностях по части сочинительства и поэтому предпочитают читать своим детям тот или иной рассказ почти слово в слово, можно порекомендовать изменить имена и обстановку рассказа на имена и обстановку, которые более подходят для их детей. Читайте медленно, оставляя место для ваших собственных комментариев и комментариев ребенка. После прочтения рассказа запомните его содержание, попытайтесь рассказать его самостоятельно, без книги. Пусть малыш поможет вам заполнить пустоты, а вы получите удовольствие, вплетая в ткань рассказа свои собственные детали и подробности.

Схема, по которой родители могут составлять сказки своим детям:

  1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка или вас. Настройтесь на волну чувств и переживаний малыша, пытающегося справиться с той или иной ситуацией. Постарайтесь понять детскую точку зрения на происходящее. Представьте, каким мог бы быть выход из ситуации, не отбрасывая даже самый фантастический в настоящий момент.
  2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Какие решения вы собираетесь предложить посредством рассказа? Вот здесь уже можно подумать над реалистичностью предлагаемых решении. Они не должны быть слишком сложными (за основу можно взять советы, предлагаемые в данной книге, или свой собственный опыт).
  3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие с детскими страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.
  4. Упомяните о сильных сторонах и положительных чертах героя рассказа. Эти же характеристики должны быть и у вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. Ребенку о них тоже не лишне напомнить.
  5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.
  6. Рассказывая сказку, наблюдайте за ребенком. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное.
  7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь отвечать на эти вопросы, их можно переадресовать обратно ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я не знаю», можно все это превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.
  8. Стремитесь к простоте. Приспосабливайте (адаптируйте) свой язык и словарный запас к уровню развития ребенка, а длительность сказки — к степени устойчивости его внимания.
  9. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «пробуксовыванием» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что наша героиня пошла не одна, а с подругой» н т. д. Ребенок вам посочувствует: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит пользы от сказки и детского удовольствия от ее прослушивания.

Не отчаивайтесь, если ребенок по каким-то причинам не пользуется решением, которое вы ему предложили в предыдущей сказке. Возможно, еще не пришло время поступать таким образом или это действие оказалось слишком сложным или необычным для ребенка.

Если сказки все-таки хочется рассказывать, а не читать, тем более, что оптимальная форма преподнесения сказки — рассказ, то важно знать, что мастерство рассказчика можно развивать, не отмахиваясь со словами: «Мне это не дано».

Далее рассматриваются наиболее распространенные из этих «капризных» ситуаций, а также способы профилактики и выхода из них при помощи рассказывания сказочных историй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *