Игры для развития речи и мышления

Игры с малышами от 1 до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно разговаривать: сначала отдельными звуками и словами, затем складывая слова в предложения.

Для гармоничного развития речи вашего ребенка в общении с ним придерживайтесь следующих правил: чаще обращайтесь к малышу, по имени; говорите простыми фразами, произнося их нараспев; используйте как можно меньше местоимений, заменяя их существительными; чаще комментируйте свои и его действия.

«Пальчики в лесу»

Возьмите руку ребенка, повернув ее ладошкой к себе. Затем, проговаривая потешку, загибайте по одному пальчики малыша, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!

«Гули-голубочки»

Держа ребенка на руках, машите его ручками, как крыльями.

Прилетели гули,
Гули-голубочки.
(Положите руки на его головку.)
Сели на головку
Моему сыночку (моей крошке-дочке).
(Машите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек.)
Ты, моя крошка,
Помаши ладошкой!
Кши, гули, кши!
«А вот и вся семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья!

Взрослый по очереди пригибает каждый пальчик ребенка к клдошке, а при словах «а вот и вся семья» обхватывает своей рукой ребенка.

«Назови предмет»

Чаще показывайте ребенку различные предметы, называя их.

Покажите малышу предмет, привлекая к нему внимание ребенка, затем переведите на предмет свой взгляд и назовите его, например:

«Это медвежонок» (цветок, карандаш, окно).

Когда в следующий раз вы спросите малыша о предмете, он укажет вам на него, либо сможет его назвать.

«Угадай игрушку»

Покажите ребенку 3-4 игрушки, он должен назвать их. Малыша следует сразу научить правильно называть предмет: «Это заяц» (собачка, утенок). Затем расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Эта игрушка — кошка. Она белая, мягкая и пушистая. Хвостик длинный, а уши короткие». Аналогично опишите другие игрушки, попросите ребенка их назвать.

«Коробочка с секретом»

В эту игру можно играть на 2-м году жизни ребенка. Она не только развивает мышление, но и служит хорошим упражнением для пальчиков малыша.

Для игры вам понадобятся различные коробочки.

Это могут быть:

  • коробочки с выдвигающимся коробом, открывающиеся по принципу спичечного коробка;
  • коробочки с подвижной крышкой (типа пенала);
  • шкатулки с разными застежками;
  • различные коробочки из-под духов, особенно интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть, что находится внутри;
  • коробочки с застежкой-молнией или с крышкой на кнопках.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький невидимый предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребенка.

Привлеките внимание малыша к этому предмету и вызовите у него желание открыть коробочку и достать предмет.

Во время игры поддерживайте его самостоятельные действия, но ни в коем случае не решайте за него предложенную задачу.

Если малыш после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, помогите ему и совершите вместе «открытие».

Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом снова спрячьте ее обратно, чтобы дать возможность малышу повторить найденный способ открывания.

«Чем пахнет?»

Для детей 3 лет.

Заранее следует приготовить предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми стоит заранее рассмотреть все предметы, рассказать, какие из них съедобные, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный или неприятный, съедобный или несъедобный.

Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

Игра развивает память, воображение и речь.

«Найди отгадку»

На листе ватмана нарисуйте различные картинки: мебель, посуду, одежду, инструменты, транспорт. Затем загадайте загадки, а ребенку предложите найти на ватмане отгадку.

Нитки для шариков

Надуйте шарик и, не завязывая ниткой, дайте малышу. Как только малыш возьмет шарик, он тут же сдуется. Объясните ребенку, что для того, чтобы шарик не сдувался, нужно его завязать ниткой. Затем надуйте шарик еще раз и завяжите его ниткой. После этого покажите заранее нарисованные на листе разноцветные шары без ниточек. Предложите малышу дорисовать ниточки к шарикам. Но сначала покажите, как это делать. Карандаш нужно приставить к хвостику шарика и вести вниз. Затем возьмите руку малыша и вместе с ним нарисуйте еще одну ниточку к шарику. Теперь предложите малышу самому попробовать нарисовать ниточки. И не забудьте похвалить ребенка за старание и усидчивость.

После задания поиграйте с малышом воздушным шариком. Можно просто подбрасывать шарик вверх, можно, подбивая, перебрасывать друг другу.

«Пуговки»

Игра развивает мышление и мелкую моторику пальцев.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать это самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

«Тонет — не тонет»

Постелите клеенку, посередине поставьте таз с водой. Вокруг разложите различные мелкие тонущие и нетонущие предметы. Пусть ребенок начнет бросать в воду различные вещи (кусочки ткани, картона, монеты и др.) и посмотрит, как они будут вести себя в воде. Все его действия комментируйте. После этого пусть ребенок достанет предметы из воды. Вы снова прокомментируйте его действия (картон намок и рвется, а монеты такие же твердые и т. д.).

«Спрячь зайчика от лисы»

Нарисуйте в центре листа карандашом или фломастером зайчика. Покажите малышу.

Расскажите малышу короткую сказку:

«Жил-был зайчик. Он очень любил морковку.

Но чтобы до морковки добраться, нужно было каждый раз мимо лисы пробегать. Уж очень зайчик боялся лису. А лиса только и ждала, когда же зайчик за морковкой пойдет. Вот наш зайчик собрался за морковкой, а лиса притаилась и ждет. Зайчик тихо-тихо крадется, да лису не проведешь! Ой, вот сейчас догонит зайчика лиса! Куда нашему зайчику деваться? Давай поможем зайчику, спрячем его».

Затем дайте малышу карандаш или фломастер такого же цвета, как и зайчик, предложите закрасить всего зайчика (заштриховать). Но сначала покажите, как это делается. Когда зайчик будет полностью заштрихован, похвалите малыша за то, что он спас его от лисы.

Сверни ленту

Для детей 2,5-3 лет.

Устройте для своего малыша интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например из карандашей). Если ленты будут разной длины, сворачивание длинной ленты займет больше времени.

Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните ленты в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна.

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Сделайте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту. Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега.

«Угадай, кого загадали!»

В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки, например кукла, гномик и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные, и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него.

Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему нужно угадать, какую. Координаты загаданной игрушки, например, такие: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать координаты игрушки будет ребенок.

«Сравнение»

Игра учит ребенка соотносить предметы с разными характеристиками.

Предложите малышу рассмотреть 2 кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок должен дать куклам имена (Лена и Ира) и рассказать о том, что у Лены светлые и короткие волосы, у Иры — темные и длинные, у Лены серые глаза, у Иры — черные, Лена в платье, а Ира в юбке, то есть у кукол разная одежда.

Затем начните задавать ребенку вопросы, на которые он должен ответить. «Куклы захотели поиграть, они взяли… (мячики). Этот мячик… (круглый, резиновый, синий, маленький), а другой мячик… (большой, красный). Что можно делать с мячами… (бросать, ловить, подбрасывать). Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)»

«Веселая и грустная»

Скажите ребенку, что девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Затем задайте малышу вопросы: «Как ты думаешь, почему Катя грустная?» (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) «Как другими словами сказать, что Катя грустная, какая она?» (Печальная, расстроенная.) «Что Катя делает?» (Грустит, печалится, огорчается.) «Что надо сделать, чтобы развеселить Катю?» (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) «Какими стали Катя и Таня?» (Веселыми, радостными.)

«Скажи, какой»

Игра развивает мышление, речь и учит выделять и называть признаки предмета.

Вам потребуется коробка и различные предметы. Затем достаньте из коробки предмет и назовите его: «Это яблоко», а ребенка попросите назвать признаки: «Оно красное, вкусное». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный » и т. д.

«Жили-были…»

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Для детей 1 года вопросы должны быть простыми, для более старших — посложнее.

Взрослый задает вопрос:

«Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».

«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился».

«Жил-был ручеек, что с ним стало?» —«Зимой замерз (засох в жару)».

«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос».

«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» —«Из него сделали кирпич (вазу)» и т. д.

«Комплимент»

Игра учит называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта, развивает мышление и речь.

Скажите ребенку, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и всем рассказать, какая она красивая. После чего задайте малышу наводящие вопросы:

«Кто это?» —«Кукла». «Какая она?» — «Нарядная, красивая». «Как зовут куклу?»— «Маша». «Что Маша умеет делать?» —«Играть (рисовать, петь, танцевать)». Вы говорите: «Давай вместе расскажем про Машу. Наша Маша… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице желтого цвета, белый бантик, белые туфельки, белые носочки)» и т. д.

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) перейдите к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

«Магнитики»

Данная игра развивает внимание.

Положите на лист бумаги или на стул мелкие металлические предметы (скрепки, монеты, пуговицы и т. д.), а под листом бумаги или стулом незаметно для ребенка двигайте руку с магнитом. Вместе с ребенком выразите крайнее удивление по поводу того, что пуговицы и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте малышу потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать его интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время можно открыть секрет этого фокуса и дать ребенку попробовать подвигать предметы через бумагу.

«Медвежонок и ежик»

Для этой игры приготовьте вырезанные из бумаги ягоды и грибы (по 5-6 штук) и 2 игрушки — медвежонка и ежика. Покажите ребенку зверюшек, затем посадите их в разные места и напомните, что медвежата любят ягоды, а ежики — грибы. После этого дайте ему заранее заготовленные лакомства и попросите отнести медвежонку все ягоды, а ежику — грибы. Когда малыш справится с заданием, поблагодарите его от имени игрушечных персонажей.

По завершении игры вместе с ребенком аккуратно сложите игрушки и уберите их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание и утомление от предметов, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными. А привычка к порядку и организованности станет внутренней потребностью малыша.

Игра с куклой

Дайте ребенку его любимую куклу или любую игрушку. Затем спросите его о кукле: «Она хочет есть?», «Она спит?» и так далее, после этого попросите ребенка выполнить то, что вы скажете:

  • поцелуй куклу;
  • обними ее крепко;
  • покачай ее;
  • дай кукле немножко молочка;
  • искупай ее в ванне;
  • поменяй ее пеленки.

Все эти указания будут пробуждать у вашего малыша чувство ответственности, развивать речь и слух.

«Угадай, что изображено?»

Игра направлена на развитие мышления.

Для этой игры потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено то, что хорошо знакомо ребенку (например, собака, стул, самолет, огурец и т. д.). Покажите малышу половину изображения и попросите угадать, что на ней изображено. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

В более сложном варианте можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

«Цветные косички»

Прикрепите импровизированные пряди к стене или столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии, а нижние оставались свободными. В качестве прядей используйте цветные толстые и тонкие веревки, шнуры, жгуты, узкие и широкие шнурки, ремешки, ленты.

Затем покажите ребенку косичку у куклы. После чего заплетите косы кукле или на приготовленном тренажере из 2, 3 и более прядей. Малышу еще не по силам плести настоящие косички, но он будет с удовольствием, подражая взрослому, переплетать, расплетать, скручивать и раскручивать «пряди», что доставит ему огромное удовольствие.

Игры с детьми «почемучкиного» возраста

Начало «почемучкиного» периода в большей степени связано с усилением речевой активности детей возраста 4-5 лет. Словарный запас «почемучек» быстро растет, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических и смысловых сочетаниях.

В этом возрасте ребенок мгновенно впитывает большие объемы информации, он очень подвижен — его интересует все происходящее вокруг. Ни одно событие не должно пройти мимо «почемучки». Ребенок задает бесчисленное множество вопросов: «Как? Зачем? Почему? Где? Когда?».

Направить энергию и любопытство вашего малыша в нужное русло помогут игры.

В эти годы речевая активность ребенка значительно усиливается. Дети выражают мысли уже не только простыми, но и сложными предложениями. Родители должны помочь ребенку обогатить словарный запас и развить связную речь.

«Третий лишний»

В этой игре ребенок учится классифицировать предметы по признакам, заданным в условии. Например: взрослый говорит 3 слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона — птицы, а лиса — нет.

Следовательно, слово «лиса» здесь лишнее.

«Вопрос — ответ»

Чтобы ребенок усваивал различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), выполняйте с ним упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.

Задавайте ребенку вопросы, предлагая голосом выделить нужное слово.

  • Ты куда завтра идешь?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Ты когда идешь в зоопарк?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Кто завтра идет в зоопарк?
  • Я завтра иду в зоопарк.
  • Ты завтра едешь в зоопарк?
  • Нет, я завтра иду в зоопарк пешком.

«Говорим правильно»

Очень часто дети допускают ошибки в произношении множественного числа и падежей существительных.

Чтобы научить ребенка ориентироваться в произношении, поиграйте с ним в следующую игру.

Например, взрослый называет предмет кухонной утвари, ребенок — этот же предмет, но в уменьшительном значении; взрослый — множественное число предметов в уменьшительном значении и название предмета, ребенок добавляет слово «много» (тем самым изменяя падеж существительного). Игра сначала проводится в умеренном темпе, затем он постепенно наращивается.

Пример: ложка — ложечка, ложка — много ложек, ложечки — много ложечек. Тарелка — тарелочка, тарелка — много тарелок, тарелочка — много тарелочек.

Играть можно и с другими существительными (фруктами, животными и т. д.).

«Последовательность»

Игра учит выделять начало и конец действия и правильно называть их, также развивает мышление.

Раздайте детям по 2 картинки, изображающие 2 последовательных действия (мальчик спит и чистит зубы; девочка обедает и моет посуду; мама чистит картошку и готовит суп и т. д.). Ребенок должен сначала назвать действия персонажей, затем составить короткий рассказ, в котором должны четко прослеживаться начало и конец действия.

«Кто больше?»

Необходимо подобрать глаголы, обозначающие действия. Задайте вопросы ребенку: «Что можно делать с цветами?» (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)

«Что делает мама?» (Моет посуду, ходит на работу, готовит обед.)

«Что делает самолет?» (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)

«Что можно делать с куклой?» (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается флажок.

«Профессии»

Для этой игры надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Начните задавать вопросы ребенку:

«Кто пашет, сеет, хлеб убирает?» (Хлебороб.)

«А кто хлеб выпекает?» (Пекарь.)

«Кто лекарства отпускает?» (Аптекарь.)

«Кто одежду шьет нам на стужу и зной?» (Портной.)

«Кто ее продает, наконец?» (Продавец.)

«К нам приходит с письмом Прямо в дом. Кто же он?» (Почтальон.)

Служит дорогой Отчизне
Старший брат,
Охраняет наши жизни.
Он… (Солдат.)

«Исправь ошибку»

Игра развивает мышление, также учит видеть несоответствие изображенных на рисунке объектов реальности.

Нарисуйте сами или покажите картинку и предложите ребенку найти неточности:

  • зайчик красного цвета грызет конфету;
  • медвежонок с ушами слона;
  • сорока синяя с хвостом, как у павлина, и т. д. Затем попросите ребенка исправить ошибки.

«Как можно узнать?»

Игра направлена на развитие мышления. Возраст — 5 лет.

Задайте ребенку вопросы следующего содержания:

«Как можно узнать, тепло на улице или нет?» (Посмотреть на градусник за окном.)

«Сварились макароны или нет?» (Проткнуть вилкой или попробовать.)

«Высохло ли платье?» (Потрогать.)

«Сладкий ли кофе?» (Попробовать.)

«Пишет ручка или нет?» («Попробовать писать.)

«Крепко ли завязана веревка?» (Потянуть.)

«Есть ли вода в стакане?» (Посмотреть.)

«Есть ли игрушки в закрытой коробке?» (Потрясти.)

«Есть ли кто дома?» (Позвонить в дверь или по телефону.)

«Работает ли пылесос?» (Включить.)

«Одинаковой ли длины нарисованы полоски?» (Измерить линейкой.)

«Интересная ли книжка?» (Прочитать.)

«Мягкий ли батон?» (Пощупать.)

«Любит ли кошка кашу?» (Попробовать накормить) и т. д.

«Нужно — не нужно»

Вам понадобятся картинки с изображением фруктов и овощей. Взрослый говорит: «51 хочу засадить овощами огород. Перец нужен?»

Дети отвечают: «Нужен». Перечисляя овощные растения, ведущий называет и фруктовые, игроки говорят, что они не нужны.

«Засадив» огород, дети продолжают игру — начинают «засаживать» сад. Ведущий, показывая картинки с фруктами и ягодами, спрашивает у детей их названия.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

«Бывает или нет?»

Взрослый говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Взрослый: «Выпал снег, и выросли грибы».

Дети: «Так не бывает».

Взрослый: «А почему? Когда идет снег? А в какое время года растут грибы?»

В дальнейшем можно использовать «путаницы»:

  • мальчик поехал на коньках собирать яблоки в саду;
  • в саду цветут розы, а дворник заметает желтые листья;
  • падают желтые листья, дети готовятся к Новому году;
  • выпал снег, трава стала зеленой, птицы прилетели;
  • мальчик был в лесу и видел в норе тигра.

«Назови одним словом»

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:

  • прибор, с помощью которого можно разговаривать на расстоянии;
  • большая ложка, с помощью которой наливают суп;
  • вечерняя еда;
  • человек, который ловит зверей в лесу, и т. д.

Ребенок называет слова. Потом играющие меняются ролями. Эта задача будет совсем непростой для ребенка, помогите ему составить нужное описание или, если он затрудняется ответить, скажите отгадку.

Затем можно поменять правила игры. Назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

  • чашка для чая? (чайная);
  • машина для стирки белья? (стиральная);
  • щетка для чистки зубов? (зубная);
  • котлета из мяса? (мясная), из моркови? (морковная);
  • лапа кошки (кошачья) и т. д.

«Часть-целое»

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете: винт —вертолет, самолет; колесо — автомобиль; руль — велосипед; парус — лодка; вагон — поезд; крыша — дом; стрелка — часы; кнопка — звонок; страница — книга; подоконник — окно; каблук — ботинок; козырек — фуражка; клавиатура — компьютер; дверь — комната; стержень — ручка;

ветка — дерево; лепесток — цветок; шишка — елка; семена — растения; хвост — зверь; чешуя — рыба; крылья — птица; панцирь — черепаха; грива — лев.

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом — крыша, дверь;
корабль — штурвал, якорь;
велосипед — педали, колесо;
журнал — страницы, буквы;
компьютер — мышка, клавиатура;
часы — стрелки, цифры;
авторучка — колпачок, стержень;
пальто — воротник, рукава, пуговицы;
холодильник — лед, продукты;
чайник — крышка, носик;
удочка — поплавок, крючок;
цветок — лепестки, тычинки, пыльца;
дерево — ветки, кора, листья;
гриб — шляпка, ножка;
жук — лапки, усики, крылья;
бабочка — крылья, хоботок;
лиса — хвост, лапы;
яблоко — кожица, семечки;
кочан капусты — листья, кочерыжка.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

«Измени слова»

Объясните ребенку правило игры: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким, например: дом — домик, стул — стульчик, лиса — лисичка, замок — замочек.

Далее ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.

Можно делать наоборот. Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.

В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.

Не «заяц — зайчонок», а «заяц — зайчик», не «корова — теленок», а «корова — коровка».

Эту игру можно проводить и с «увеличивающими» суффиксами:

Дом — домище, волк — волчище и т. д.

«Придумай слова»

Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи.

На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба», «са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих слогов.

«Вспомнить все!»

Для игры вам понадобится палочка.

Игроки становятся в круг, ведущий — в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, необходимо договорится заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О птицах».

Ведущий предлагает сначала вспомнить названия птиц и дает палочку одному из ребят; тот называет птицу (скворец) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети вспоминают названия птиц и развивают речь.

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужное, ведущий говорит: «Стоп! Палочка, остановись!», и этот игрок выходит из круга.

«Сложи картинку»

Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагон, гриб, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Также необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры — круги, квадраты, треугольники, трапеции.

Покажите ребенку 1 картинку, рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из них по образцу.

«Кому что?»

Взрослый называет профессию человека или животное, а ребенок в ответ гововорит, какой предмет ему может понадобиться. Например: парикмахер — ножницы, расческа; почтальон — сумка; учитель — указка, учебники; продавец — весы, касса; строитель — молоток, гвозди; пчела — пыльца, нектар; птица — веточки, пух (для гнезда) и т. д.

«Продолжи сказку»

Быстро научить ребенка описывать ситуацию вам поможет так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя отдельные слова или предложения целиком.

Для начала потренируйтесь с малышом на знакомых ему коротких сказках с простыми сюжетами.

Пример: «Посадил дед….»— «Репку»; «Выросла репка…» — «Большая-пребольшая».

Ребенку наверняка понравится такой игровой вид пересказа.

Когда этот метод будет освоен, переходите к более сложному — вопросному методу. Задавайте малышу наводящие вопросы, ответами на которые будут служить не только слова и словосочетания, но и простые предложения.

Пример: «Кого выстругал папа Карло?» — «Буратино». — «Что сделал Буратино, когда остался дома один?» — «Он проткнул носом холст» и т. д.

«Что каким бывает?»

В возрасте 4-5 лет дети начинают сравнивать предметы и явления, обобщать их в группы, понимать значение абстрактных понятий «высота», «длина».

Поиграйте с ребенком в игру, где ему нужно будет сравнивать или находить отличия в размере предметов, цвете, классифицировать их по определенным признакам.

Например, спросите: «Что может быть длинным?» Ребенок ответит вам: «Дорога, река, палка, лента». На вопрос о том, что бывает зеленым, малыш отвечает: «Трава, лист, воздушный шарик».

Задавайте вопросы не только о размере и цвете предметов, но и форме. Спрашивайте: «Что шире — река или море? Кто выше — собака или человек?» и т. д.

«Найди сюрприз»

Вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Затем повторите с ребенком, не забыл ли он что-нибудь. «Окно есть? А дверь? А шкаф?

Какой фигурой мы изобразим стол?» Обязательно разъясните ему, что это вид комнаты сверху. После чего возьмите игрушку или какое-нибудь лакомство и спрячьте «сюрприз» в любом месте комнаты. А на плане поставьте яркий крестик и предложите ребенку найти сюрприз.

Вначале ищите сюрприз вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко, усложните ее.

«Твои вещи в порядке?»

Один игрок выходит в центр круга. Все должны внимательно рассмотреть его одежду и ответить на вопрос ведущего: «Хорошо ли живется юбочке Кати?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная и чистая».

Обсудить можно не только одежду ребенка, но и прическу, обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным, также игра развивает речь.

«Противоположности»

В этой словесной игре ребенку предлагается подбирать антонимы к словам. Само понятие «антоним» в этом возрасте детям вряд ли будет понятным, поэтому объяснить задание лучше на конкретном примере, либо сказать ребенку, что вы назовете слово, а ему нужно придумать слово наоборот.

Пары составляйте не только из существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Для игры можете приготовить картинки, где изображены предметы и явления, описывающие словесные пары.

Например, покажите картинку с зимним пейзажем:

  • Какое это время года?
  • Зима.
  • Зима какая?
  • Холодная.
  • А на этой картинке какое время года?
  • Лето.
  • А лето какое?
  • Жаркое.

«Пропавшие слова»

Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали.А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение.

Пропавшие слова: август, аппетит, астры, апельсины.

… выпал жаркий-жаркий! Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони,
… вянут на газоне,

А мартышка не страдает —

… уплетает!

«Чистоговорки»

Нередко в возрасте 4-5 лет у детей наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков. Для тренировки в домашних условиях используйте чистоговорки, они не только развивают правильное произношение звуков, но и помогают весело провести время вам и вашему ребенку.

Жу-жу-жу — молоко дадим ежу.

Же-же-же — дождь давно прошел уже.

Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Оль-оль-оль — завтра купим соль.

Ре-ре-ре — подметаем во дворе.

Ра-ра-ра — детям спать пора.

Ор-ор-ор — у нас огромный двор!

Арь-арь-арь — на столбе висит фонарь.

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Ос-ос-ос — на поляне много ос.

Усь-усь-усь — на лужайке ходит гусь.

Та-та-та — у нас дома чистота.

То-то-то — будем мы играть в лото.

Ча-ча-ча — горит в комнате свеча.

Оч-оч-оч — наступает ночь.

Аш-аш-аш — у Марины карандаш.

Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Ща-ща-ща — мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ — мы наденем желтый плащ.

Охотник

Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от игроков проведите черту. Это — «лес». «Охотник» выбирается среди играющих. Стоя на месте, он произносит следующие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на …». Он делает шаг вперед и говорит: «Лису». Делая второй шаг, произносит: «Оленя». И так при каждом шаге «охотник» называет какого-нибудь зверя.

Победителем считается тот, кто дошел до «леса», называя при каждом шаге нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается «домой», а на «охоту» отправляется следующий игрок.

«Давай придумывать»

С помощью этой игры развивается абстрактное мышление и речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр и т. д.) и карточки с изображением разных предметов определенной формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож, по

форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток — на трубу.

Игра проводится следующим образом: посадите детей за стол, положите перед каждым набор предметов. Сядьте напротив них с карточками с изображением предметов. Показывайте карточки по одной и спрашивайте: «У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого в наборе есть палочка, отвечает: «У меня!» и получает карточку с изображением карандаша и т. д.

«Найди первый звук»

Игра направлена на развитие речи, учит четко выделять в слове первый звук. Возраст —

5 лет.

Для этой игры нужны разные игрушки, но среди них обязательно должны быть машина, слон и собака.

Предложите ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака и т. д.).

«Кто потерялся?»

Игра развивает у детей желание узнавать, что означает новое слово, учит замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения. Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Задайте детям вопросы:

«Кто скачет по лесной тропинке?» (Заяц.)

«Как назвать его ласково?» (Зайчонок, зайчик, заинька.)

«Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?» (Потерялся, заблудился, лапку уколол.)

«Скажите, какой сейчас зайчик?» (Грустный, печальный, огорченный.)

Затем предложите детям закончить предложения. «Если зайчик потерялся…» (мы поможем ему найти свой дом).

«Если зайчик уколол лапку, мы…» (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим зайчика).

Таким образом дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирать не только действия к предмету, но и предметы к тому или иному действию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *