Наши дети растут не по дням, а по часам. Еще недавно они начали говорить отдельные слова, и вот уже мы слышим из их уст первые размышления и радуемся их разумным высказываниям и интересным рассуждениям.
— Смотри, это дерево толще, чем та березка! А эта машина едет быстрее, чем автобус!
Конечно, не сразу ребенок научится мыслить и рассуждать, как мы, но мы можем помочь ему, если подберем для него игры и задания, в которых можно потренировать свою память и логику, внимание и мышление.
Первые логические игры надо проводить на самом наглядном материале — на игрушках или на предметах, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Умение классифицировать предметы очень важно развивать как можно раньше. Задания можно придумать такие:
- Сложить все кубики в одну коробку, а машинки — в другую.
- Положить по одной ложке рядом с каждой тарелкой.
- Положить по два бутерброда на каждую тарелку.
- Яблоки положить на большое блюдо, а мандарины — на маленькое. Можно попутно обсудить с ребенком, какого цвета яблоки, а какого — мандарины, чем они отличаются и чем — похожи.
- Фрукты положить в вазу, а овощи — на большую тарелку. Можно даже поиграть с детьми в сортировку фруктов и овощей — попросить их разложить в разные места то, что растет в саду, и то, что растет на огороде. Для этого вполне подойдут настоящие мытые фрукты и овощи: морковка, картошка, лук, чеснок (кстати, лук и чеснок дети часто путают), свекла, редиска, репка, а из фруктов можно взять яблоко, грушу, лимон, киви, банан, мандарин. Если это задание кажется детям слишком простым, можно попробовать угадывать те же фрукты и овощи на ощупь, с завязанными глазами. А можно и на запах, кстати, попробовать угадать, что ж такое перед тобой.
После такой игры полезно провести обсуждение разных признаков или поиграть в загадки.
—
Это что-то круглое, оранжевое, сочное, вкусное, его можно почистить и
разделить на дольки. Есть похожий фрукт, но побольше, а этот —
маленький. Что это?
— Это такое длинное, зеленое, съедобное, в теплице у бабушки растет, у него есть маленькие пупырышки. Угадал?
—
Это такой очень кислый фрукт, желтый, его режут кружочками и кладут в
чай. Знаешь такой фрукт? А хочешь его понюхать, чтобы угадать?
Логические задачи и каверзные вопросы
Попробуйте предложить ребенку такие задачи:
- У Нади и Иры есть яблоко и груша. У Иры не груша. Какой фрукт у Нади?
- Лиза родилась на два года раньше, чем Ася. Кто из них старше?
- Было несколько машин, потом приехала одна — и машин стало четыре. А сколько их было сначала?
- У Вити и Алеши было поровну машинок. Витя отдал Алеше одну машинку. На сколько машинок теперь у Алеши больше, чем у Вити?
- Дедушка строит прямой забор и каждый метр вкапывает столбик. Он уже вкопал десять столбов. Какой длины забор он построил?
- У Кати волосы короче, чем у Гали. А у Иры волосы длиннее, чем у Гали. У кого самые длинные волосы?
- Юра нашел больше грибов, чем Паша, но меньше, чем Стас. Кто нашел больше всех?
Часто детей смущают неправдоподобные и шуточные задачи и смешные имена.
- Борода у гнома Ююя длиннее, чем у гномов Аая и Ооя, но короче, чем у гнома Ууя. У кого самая длинная борода?
- Слон меньше кошки, а муха больше кошки. Кто самый, маленький?
Очень полезно с детьми вести «умные беседы», помогая им научиться рассуждать, а заодно потренировать память.
—
Как ты думаешь, что будет, если мячик положить на горку? Правильно, он
покатится вниз! А почему? Ага, он круглый и хорошо катится. А кубик
покатится? А что еще хорошо катится по горке? Давай попробуем!
—
Недавно мы в зоопарке видели много зверей. Каких ты помнишь? Да, слоны,
жирафы, зебры, пони и лошадки там были. А птицы были? Ну, давай вместе
вспоминать: высокая птица, длинноногая такая, с длинным клювом, как она
называется? А…? Аист, правильно! А помнишь, небольшие птицы, которые
на юге живут на льдинах, не умеют летать, зато плавают и рыбку ловят, мы
на них в зоопарке долго с тобой смотрели. На «П» начинаются. Пин…?
Пингвины!
Точно! А еще мы там в пруду кого с тобой видели? Уточек и лебедей, да? Ну, смотри, как много птиц мы уже вспомнили!
Общее слово
Очень полезно учить ребенка объединять понятия в группы и искать общее слово.
- Автобус, троллейбус, трамвай — как все это назвать одним словом? — Транспорт.
- Груша, яблоко, апельсин — фрукты.
- Стул, стол, кровать, кресло — мебель.
- Утка, гусь, лебедь — птицы (а уж если ребенок заметит, что все это — водоплавающие птицы, будет совсем хорошо!)
- Картошка, морковка, огурец, редиска — овощи.
- Юла, мячик, кукла, кубик — игрушки.
- Лодка, яхта, катамаран, плот, катер — водный транспорт.
Кто лишний?
Когда ребенок научится на слух определять, к какой группе относится несколько перечисленных предметов, можно переходить к более сложному заданию — поиску лишнего в ряду. Если вы даете ребенку сами предметы или картинки, то ему проще найти лишний, но неплохо такие же задания давать и на слух.
- Слон, жираф, колесо, зебра — что лишнее?
- Чашка, утюг, миска, тарелка — что лишнее?
- Самолет, вертолет, бабочка, ракета — что лишнее?
Если
вы знаете, что малыш любит все, что связано с автомобилями, и прекрасно
разбирается в марках машин, то спросите его: ^ «Форд», «Мерседес»,
трактор, «Тойота» — что лишнее?
Можно давать задания, в которых есть
не один, а несколько правильных ответов, и тогда ребенку придется
объяснять свой выбор. Скажем, нарисовано 3 круга и квадрат, причем один
из кругов другого цвета, а другой — намного больше, чем остальные. Можно
сказать, что лишний квадрат — по форме, или лишний цветной круг, или
лишний — самый большой круг, и все эти ответы будут правильными. Это,
кстати, очень важный момент обучения — показать ребенку, что во многих
задачах есть не один, а много правильных ответов!
Тетрадки и книжки с заданиями
Сейчас появилось великое множество разных тетрадок с развивающими играми и заданиями. Иногда на обложках книжек написано, что они рассчитаны на детей 5-6 лет, но реально многие дети уже в 3-4 года вполне понимают, что от них требуется. Конечно, трехлетка не сможет так уж аккуратно обвести в кружок нужную фигурку, но найти верный ответ зачастую сможет.
Многие тетрадки с названием «Математика для малышей» предлагают детям обводить написанные пунктиром цифры и пересчитывать предметы в пределах первого десятка. Но умение писать цифры и узнавать их по начертанию имеет не очень большое отношение к изучению математики. Знание чисел, понимание сути количества и знание того, как выглядят цифры, — это совершенно разные навыки. Из самых удачных и грамотно сделанных тетрадок, развивающих логику у малышей, можно назвать серию книг автора Петерсон «Игралочка» и «Раз — ступенька, два — ступенька». В отличие от многих других тетрадок с развивающими заданиями, этот учебник для малышей построен очень четко и логично, и задания в нем усложняются очень постепенно, а новые темы всегда подробно объясняются. Есть несколько хороших тетрадок у издательства «Карапуз».
Нужны ли детям тетрадки с заданиями? Может быть, проще самим нарисовать для ребенка свои каверзные задачки?
Развивающие тетрадки очень удобны для тех родителей, которым лень изобретать и рисовать самим. Многие дети с удовольствием выполняют задания в подобных тетрадках, тренируя при этом и логику, и внимание, и мелкую моторику.
Если же мама сама прекрасно рисует и готова придумывать каждый раз новые задания — ну что ж, ее ребенку можно только позавидовать!
Какие задания бывают в тетрадках?
- Найди два одинаковых предмета. (Нарисовано, скажем, 10 домиков, из них 2 совершенно одинаковых, остальные отличаются мелкими деталями.)
- Соедини одинаковые предметы дорожками. (Нарисованы 5 пар предметов, скажем, 2 стула, 2 машинки, 2 мячика, 2 птички, 2 рыбки — их нужно попарно соединить.)
- Найди отличия между двумя похожими картинками. (Есть две картинки, в целом похожие, но отличающиеся деталями: тут у цветка 4 лепестка, а там 5, здесь крыша похожа на треугольник, а там на трапецию, тут крылечко с двумя ступеньками, а там — с тремя, здесь птичка сидит на заборе, а там улетает.)
- Что перепутал художник? (Есть картинка, на которой много логических ошибок. Например, зима, но дети в летней одежде и с удочками, медведь сидит в гнезде, кошка катается на лыжах и т.п.)
- Продолжи узор. (Такие задания легко нарисовать и самим. Например, нарисованы бусы, у которых первая бусина красная, вторая желтая, третья снова красная, потом снова желтая. Надо продолжить узор. Или 3 синих, 1 красная, снова 3 синих, потом снова 1 красная… Или 2 квадратных бусинки, одна овальная, 2 квадратных, одна овальная.)
- Задания на знание форм и размеров. (Например, закрась все большие кружочки, или обведи все треугольники, или закрась кружочки синим цветом, а овалы — желтым.)
- Задания на знание предлогов «на», «над», «под», «перед», «за» (Раскрась грибок, который растет под елкой, и птичку, которая над домиком.)
- Задания, в которых нужно найти ошибку. (Например, нарисован образец узора, и надо найти те места, где его неправильно продолжили.)
- Обведи все буквы «А», подчеркни все буквы «О». (Такое задание можно выполнять с газетой или ненужным журналом).