Игры на снятие агрессивности

Проявление агрессивности — одна из частых проблем в среде детского коллектива.  Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно — одна из самых распространенных тем, с которой приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).  Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Агрессивный ребенок приносит массу проблем окружающим и самому себе.

Устойчивая агрессия деформирует его личностное развитие, снижает коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится изгоем в кругу сверстников, объектом  раздражения взрослых.

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

«Маленькое приведение»

Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка, гнев.

Ведущий: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

«Волк-волчишко, пусти переночевать» (на основе народной игры)

Цель. Двигательная форма отреагирования  гнева с использованием архетипического потенциала народных игр. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с гневом.

Оборудование: Маска волка.

Ведущий: «Ребята! Сейчас мы будем изображать волков и зайцев. Один игрок будет волком. Волк сидит в своем доме. Все остальные дети – зайцы.  Днем  зайцы ходят по лесу. Зайцы долго ходили, устали, им надо отдохнуть. Вдруг видят — избушка Волка. Страшно туда стучаться но делать нечего. Стучат в дверь к Волку и говорят: «Волк-волчишка, пусти переночевать». Волк отвечает: «Пущу, но только до вечера, вечером — съем!».  Зайцы ложатся спать в доме волка.  Вы должны лежать изображая спящих. Я проверю, все ли спят.  Когда я скажу вам слово «вечер» зайцы вскакивают и бегут в свои домики-стулья. Волк бежит за зайцами»

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

«Уходи, злость, уходи»

Цель: предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства и способствовать развитию у них навыка самоконтроля.
Материалы и оборудование:  подушки.

Инструкция: «Ребята, лягте на ковер по кругу и закройте глаза. По моей команде «Начали!» вы начнете со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким кри­ком «Уходи, злость, уходи!» Затем, по команде «Стоп!», вы ляжете в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и  будете спокойно лежать, слушая музыку, пока я не скажу вам «Вставайте!».

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои эмоции, движения.

Инструкция: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

«Царевна-Несмеяна»

Цель: развитие чувства эмпатии, умение сопереживать друг другу, оказывать помощь повышение сплоченности группы.

Материалы: сказка о Царевне-Несмеяне

Ведущий: «Ребята, сегодня  мы послушаем сказку о Царевне-Несмеяне. (Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну). Сейча мы поиграем поиграть в такую игру. Кто-то  из вас будет царевной, которая все время грустит и плачет. Остальные будут по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

«Зеркало»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения,  снижение напряжение, формирование умения подчинятся  требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Ведущий: «Ребята разбейтесь на пары и постройтесь в две шеренги лицом друг к другу. Один человек в паре — «водящий», а другой – «зеркало». «Водящий» показывает какое-то действие  (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а «зеркало» пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Вы сами решите, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *