Как помочь замкнутому (тревожному) ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
1. Повышение самооценки.
«Копилка достижений»
Цель: повышение самооценки
Оборудование: Каждому ребенку бумага и карандаши; коробка – копилка.
Ход игры: «Ребята, посмотрите, в руках я держу копилку: копилка это не простая, а волшебная, сюда мы будем складывать наши маленькие и большие успехи и достижения за весь день. Сейчас я предлагаю нарисовать свой самый большой успех сегодня, то, чем вы гордитесь и похвалить себя за это».
«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Ведущий: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
«День и ночь»
Цель игры: тренировка выносливости при сохранении некоторое время принятой позы.
Ход игры: По команде водящего «День!» игроки делают активные движения. Услышав команду «Ночь!», они должны замереть в той позе, в какой их застала команда. Кроме того, во время неподвижного замирания игроков водящий может ходить между ними, останавливаться перед любым и пытаться жестами его развеселить так, чтобы тот пошевельнулся или хотя бы улыбнулся. Тогда считается, что тот игрок нарушил правила, и он становится водящим. Пока водящий старательно веселит одного из игроков, остальные могут менять свои позы, но так, чтобы не заметил водящий.
«Спокойствие, только спокойствие!»
Цель игры: умение сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении.
Ход
игры: Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное
стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно,
проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А
происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и
неприятного. Пусть ребенок начнет читать первую строчку. Допустим, он
произносит: «Ехал грека через реку». А вы тем временем подкрадетесь
сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: «Видит
грека: в реке рак». Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно
толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете «издеваться над
маленьким» до последней строчки стихотворения.
3. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук
Ход игры: Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»
«Слепой танец”
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Оборудование: шарфы
Ход игры: “Разбейтесь на пары. Один из
вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется
“зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и
потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь
поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.