Математика на пальцах

Многие родители и педагоги неодобрительно относятся к счету на пальцах. Между тем сам по себе счет на пальцах ничем не вреден, если это не единственный способ считать, а только одна из игр. Вы можете так играть и со своими детьми, и в компании.

Запретное число. Правила игры совсем простые. Ведущий сообщает запретное число — от 1 до 10. Пусть, для примера, это будет 4. После этого ведущий называет — не по порядку — разные числа от 0 до 10, а дети показывают названное число на пальцах. Если ведущий назовет запретное число, то есть 4, то надо молча спрятать руки за спину, а не показывать число.

Время от времени ведущий может задавать детям такие вопросы:

—    Отлично, ты показал на руке все 5 пальцев. А можно по-другому показать пять? А сколькими способами можно показать 5? На одной руке, да, только так, а можно ли показать 5 на двух руках? А другим способом можно?

Чиcла-соседи. В эту игру можно играть устно, а можно — на пальцах. Один показывает на пальцах число, а его соседи показывают числа на 1 больше и на 1 меньше, чем это.

Можно играть в такую игру с целой группой детей.

Все дети делятся на 2 команды, одни будут соседи снизу, другие — соседи сверху.
Ведущий показывает 5, соседи снизу показывают 4, а соседи сверху — 6.

Игры с тарелками-медалями. Таких игр множество. Для игры понадобятся бумажные тарелки-медали, на которых написаны числа от 1 до 20. Дети разбирают тарелки (или взрослый надевает им «медали», пока дети стоят с закрытыми глазами) — и должны выстроиться по порядку от 1 до 20. Потом можно одну из тарелок повернуть обратной стороной и попросить ребят догадаться — какое же там было число, если у него соседи 11 и 13?

Если есть два комплекта «медалей» от 0 до 10, то можно попросить детей встать в пары — чтобы вместе было 10.

Ступеньки. Это игра на внимание, похожая на «Числа-соседи». Все встают в круг, ведущий стоит в центре. Он поворачивается по кругу, потом указывает на одного из детей, например Лизу, и говорит число, например 3. Лиза должна быстро отреагировать и повторить число — «три» — и поднять правую руку вверх, левую опустить вниз. Тот сосед Лизы, который стоит слева, приседает и называет число на единицу меньше, чем назвала Лиза, то есть 2. Сосед справа, наоборот, встает на цыпочки — и говорит число на единицу больше, то есть 4. Если все это произошло быстро, то водящий снова движется по кругу. Если кто-то замешкался, он становится водящим.

В следующие игры надо играть парами.

Для разминки поиграем в «пятерочку». Один показывает на пальцах числа от 0 до 5, второй добавляет — если нужно — свои пальцы, чтобы вместе у них стало 5 пальцев.

Потом усложняем задачу: сколько пальцев добавить, чтобы вместе стало 10?

А если дети говорят, что им слишком легко, собрать группу из троих детей и предложить собрать на пальцах 20!

Острова. В такую игру можно играть дома и на площадке.

Сначала договариваемся, что у нас будет служить островами: коврики, обручи, нарисованные мелом круги. Потом каждый из детей выбирает себе остров и готовится слушать команду.

—    Коснись острова одной ногой! — командует ведущий, и каждый встает на одну ногу на своем острове.

Потом ведущий предлагает сделать так, чтобы на каждом острове было 2 ноги. Это тоже легко.
А вот как сделать 3 ноги?

Тут два варианта — или признать руки, голову, коленки и попу тоже ногами — или позвать соседей на свой остров. Годятся оба варианта!

Точно так же делаем острова, на которых 7 или 9 ног, — это весело, и есть много разных вариантов!

Загаданный этаж. Устная игра для детей старше трех лет, но и младшие школьники в нее играют охотно. С самыми маленькими дом лучше нарисовать, а для остальных полезный навык — представить этот дом в уме. Договариваемся, какого размера дом — например, 8-этажный или 12-этажный. С более опытными можно брать дом из 20, 30 и даже 100 этажей. Один из детей загадывает этаж и говорит на ушко взрослому, что он загадал. Потом остальные дети задают вопросы, стараясь угадать, какой этаж загадан. Водящий говорит «выше», «ниже» или «угадал», а взрослый помогает правильно ответить в случае затруднений. Обычно дети спрашивают так:

—    Пятый?
—    Нет. (Ведущий подсказывает: «Не пятый, но выше или ниже?») Ниже!
—    Четвертый?
—    Ниже.
—    Шестой?
—    Ниже.
—    Второй?
—    Выше.
—    Я угадал! Третий!

Игры со счетными палочками. Для следующих игр вам понадобятся счетные палочки в большом количестве. Спросите у детей, сколько палочек нужно, чтобы сложить квадрат?

Предложите им выполнить эту несложную задачу.

А сколько палочек понадобится на два квадрата? А можно ли сложить 2 квадрата из 7 палочек?

Можно ли сложить 3 треугольника из 7 палочек?

Вы живете в высоком доме? Тогда давайте строить из палочек многоэтажные дома — прямо на ковре. Спросите детей, кто сможет сложить из палочек букву П. Потом построить второй этаж — из такой же буквы П. Потом построить дом в несколько этажей — и сосчитать в нем все палочки. А мы проверим, верно ли он сосчитал, и если верно — то сколько этажей в его доме. Дети очень удивляются, когда они вам говорят, что в их доме 18 палочек — а вы сразу же отгадываете, что там 6 этажей!

Вниз по лесенке. Очень полезно считать по порядку не только вверх, но и вниз. Считайте ступеньки, столбы, машины, прыгайте через ступеньку — и считайте через два!

—    Давай спускаться с 20 этажа. Какой этаж под двадцатым? А под девятнадцатым? А можешь считать от двадцати вниз, но не подряд, а через ступеньку? 20,18, а дальше?

Маленькие дети долгое время весь мир изучают на вкус и на ощупь. Пользуйтесь этим!

—    Закрой глаза и открой рот! Что я тебе дала? Изюм, правильно. А сколько?

Пересчитывайте руки и ноги, пальцы и глаза, уши и пятки!

—    А давай будем касаться пола в 3 точках, например, нога, рука, рука! А по-другому можно? А теперь покажи мне, как ты сделаешь пять касаний! А шесть сможешь?

Многим родителям и воспитателям кажется, что все приведенные игры подходят для детей трех-четырех лет, но на самом деле  понятие числа формируется долго. Часто можно наблюдать картину, как дети в знакомой обстановке и с привычной постановкой вопроса справляются с заданием, но вопрос на ту же тему, заданный в другой форме, уже вызывает большие сложности.

Именно поэтому подобные игры полезно время от времени повторять и в 5 лет, и даже в 71 Если бы дети эти игры переросли, они бы не играли во все это с такой охотой!

Точка зрения. Умение встать на позицию другого человека и вообще взглянуть на ситуацию со стороны — очень полезная штука, причем не только на уроках. Вот какую игру можно предложить детям для развития этого навыка. Мы чертим или огораживаем на полу или земле квадрат со стороной 1,5-2 м и внутри квадрата раскладываем несколько разных предметов. Потом просим участников встать вдоль разных сторон квадрата и нарисовать картинку — как виден квадрат с их стороны. Следующее задание — похитрее — нарисовать, как видит мой сосед справа. А потом просим нарисовать вид сверху, то есть схему. Чаще всего дети рисуют одинаковые картинки, и очень удивляются, что та же самая башенка из кубиков с другой стороны выглядит иначе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *