Развиваем логическое мышление детей

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность и учится понимать обращенную к нему речь. И только потом учится говорить.

Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т. е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Через некоторые время, смотришь, а малыш уже научился делать простейшие обобщения. Вас уже радует, что он начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи, пусть по-своему, но действенным путем.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма — наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словеснологическим.

Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.

С этой целью сначала нужно учить ребенка при помощи собственных действий выделять в предметах существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия.

В конечном счете рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.

Изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития. Чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте, по мнению ученых, нецелесообразно.

Есть лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены как на развитие связной речи, так и на логическое мышление.

Объяснялки

Объяснить происхождение названий ягод (земляника, черника).

  • На столе три ягоды. Вова съел одну. Сколько ягод осталось на столе? (Две.)
  • Дети в лесу собирали грибы. У мальчика было два кармана, а у девочки — один. Кто больше соберет грибов? (Мальчик.)
  • Сколько грибов можно вырастить из семечек подсолнуха? (Из семечек подсолнуха нельзя вырастить грибы.)
  • Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)

Овощи-фрукты

  • У Марины была одна груша, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее груш? (Три.)
  • Арбуз тяжелее, чем дыня, а дыня тяжелее яблока. Что тяжелее: арбуз или яблоко? (Арбуз.)
  • На столе лежат два яблока и четыре груши. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)
  • На столе — четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

Деревья

  • На яблоне росло пять яблок, а на орехе на два яблока меньше. Сколько яблок росло на орехе? (На орехе яблоки не растут.)
  • На елке четыре ветки. На каждой ветке по два яблока. Сколько всего яблок? (На елке яблоки не растут.)
  • На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое.)

Чересчур

Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот..?) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть.)

Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает — будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.) А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть.) А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут замерзнуть и погибнуть.) Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему придется вступить в борьбу? (С ветром.)

Птицы

  • Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)
  • Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся.)
  • От чего плавают утки? (От берега.)
  • На одном берегу цыплята, на другом — утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)
  • По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья.)
  • Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре.)

Мебель

  • У стола четыре ножки. Если одну ножку отпилить, сколько ножек останется? (Четыре.)
  • Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Стулья — это тоже мебель.)
  • Что может быть как горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита.)

Концовки

Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Если стол выше стула, значит, стул… (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло… Если обеденный стол длиннее журнального стола, значит, журнальный стол… Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер… Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор… Если диван мягче кресла, значит, кресло… Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать… Если холодильник выше плиты, значит, плита…

Посуда, пища

Хитрые вопросы.

  • Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп.)
  • По чему повар ходит в белом халате? (По полу.)
  • Что никогда не поместится в любую кастрюлю? (Ее собственная крышка.)
  • Чего больше на кухне: кастрюль или посуды? (Посуды.)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

Родственники

Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Сахарный песок — родственник Песка, потому что…. Река — родственница Песка, потому что… Ветер — родственник Песка, потому что… Стекло — родственник Песка, потому что… Дорога — родственница Песка, потому что…

Одежда, обувь

Девочка вышла гулять в разных сандалиях: одна — красная, а другая — белая. Посмотрела на свою обувь и говорит: «Что же мне делать? У меня дома тоже остались две разных сандалии. Где же одинаковые?» Помогите девочке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *