Развивающие игры с дошкольниками (5-7 лет)

«Веселая азбука»

Начинайте обучение чтению и письму с изучения алфавита. Разучите с ребенком название букв, правильное их произношение, написание.

Для ребенка будет наиболее понятным следующее определение понятия «алфавит»: алфавит — это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет свое место и название.

Малышу проще будет запоминать буквы по методу ассоциаций: по словам, начинающимся на данную букву, либо ее графическому изображению, напоминающему написание этой буквы.

Можно изучить вместе с ребенком азбуку в стихах. Освоение такой веселой азбуки легко можно превратить в увлекательную игру с использованием картинок, соответствующих буквам и словам.

Предложите ребенку самому подобрать слова и картинки, связанные с той или иной буквой.

Расскажите малышу и про буквы-знаки: «ъ», «ы», «ь». Объясните, для чего они служат.

Выучите количество букв в русском алфавите.

«Гласные и согласные буквы»

После того как ребенок будет уверенно ориентироваться в алфавите, быстро и безошибочно определять буквы, научите его отличать гласные буквы от согласных. Объясните основные отличия и функции этих буквенных групп доступным для детей языком.

Попросите ребенка записать в клетки гласные буквы по порядку их следования в алфавите.

То же самое можно попросить сделать и с согласными буквами.

«Лесные домики»

Пусть ребенок представит, что клеточки, нарисованные вами, — это домики животных (количество клеток соответствует числу букв в названии животного).

Сначала задание может быть таким: «Какие дикие животные могут жить в этих домиках? Назови и впиши их».

Затем его можно усложнить. Попросите ребенка сделать то же самое, но с условием, что в синие клеточки можно вписывать только согласные буквы, а в красные — только гласные.

«Кто больше назовет?»

Объясните малышу, как отличить твердые согласные звуки от мягких.

В этой игре используйте картинки и фишки (для поощрения за правильный ответ).

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и назвать растение или животное (посуду, мебель, игрушки), изображенное на картинке, в названии которого есть твердый согласный звук в начале (середине, конце) слова.

Затем попросите ребенка назвать предметы или животных с мягким согласным звуком.

За каждый правильный ответ вручайте фишку. За определенное количество заработанных фишек можно поощрить ребенка призом.

«Зашифрованное послание»

С какой просьбой обращается к тебе Незнайка? Прочитай!

Вычеркни все повторяющиеся буквы и прочитай спрятанное слово.

ВОИТГЦФБЬ

ПРЦОУЩВНФ

ШЩТБЬПНКА

(ИГРУШКА)

ЗКЖОДУФСЖ ЯЮТЖАЕДЯП ДАПЮБВАПЗ Б П В Ф Р 3 У П (КОСТЕР)

БХЯОКВФЗЫ

ДАЖПМТЮДЦ

РЗБЩУТЧЯС

Е Ц ЧМ ЕЫОЛФ

ЬВЮХНЩЖПН

(КАРУСЕЛЬ)

«Чудесные превращения»

Подумай и напиши, во что могут «превратиться» следующие слова:

Чек (например, чек — замочек, поясочек, чеканка).

Хор (например, хор — хорек, хоровод).

Пион (например, пион — чемпион, пионер).

Лес (например, лес — лесник, колесо).

Рог (например, рог — порог, рогатка).

Рак (например, рак — ракета, таракан).

Придумай несколько слов для «превращений» самостоятельно.

«Пропавшие буквы»

В словах случайно исчезли гласные. Восстанови слова.

Т…з

П…л…

М…р…к П…т…х П…м…д…р Тр…б…

Сн…г…в…к

К…кт…с

Т…б…р…т

К…р…н…д…ш

«Цепочка»

Измени в слове одну букву. Продолжи цепочку:

Гора — кора — коса — …

Кот — …

Рог — …

Пар — …

«Непоседливые буквы»

Замени гласную в словах: палка, ласка, ручка, маска, кошка.

Замени согласную в словах: кора, сласти, бант, грот, позор.

Добавь в начале или в конце слова согласную: пара, еда, пена, ода, мех.

«Слова наоборот»

Прочитай слова, написанные наоборот справа налево.

АМАМ

лоте

СУРАП

АКЖОЛ

мютсок

ГОРИП

АКЧОБ

АКШУГЯЛ

НАМРАК

ШАДНАРАК.

«Найди слово»

Предложите ребенку найти в этих рядах букв спрятанные слова. Он должен их прочитать и подчеркнуть фломастером.

ВПЬТЫЩДУБФЪЦДЛЮТИВОРОБЕЙЫД

АИМНУЗЫДСИМКНУХПЕВЫХУТР

(Воробей)

ВО АРЭФТМ ЮЧЕУНОФПЛЯГУ ШКА ФЫМТЩПАВЫОАКШУЦЙВОЖАИЫЧЬ КЕП

(Лягушка)

ВПАДКШЦЗМТЬЧНЕКУДОАПТИУЦЩ

ШГЕЬЫВСУТИСЛОНДРАМУКИГЕЩШ

(Слон)

РАПЫЬТЧНИКУЦБЫЗЕНИВРАПЬТВО

ЛИМУРАВЕЙЦЫТИЧМЫЗЖЭХАНКВ

(Муравей)

ШУЦЕГЕРОВЫДЗИМТОРВНЫЕЯЩЕРИ

ЦАОРАЫВДРНПГКЦУШУЛАМТВЫР

(Ящерица)

«Домино»

Для этой игры подготовьте карточки со словами. Например: лодка — абрикос — семья — яблоко — отрок — курорт — телевизор — рубин — носорог — гриб. После этого перемешайте их и предложите ребенку выложить цепочку из карточек таким образом, чтобы первые и последние буквы слов совпадали. Количество слов можно увеличить, можно писать на карточках новые слова, чтобы малыш учил их в процессе игры.

«Алфавит в комнате»

Дайте ребенку карточку с любой буквой и предложите назвать 5-7 предметов, находящихся в комнате, названия которых начинаются на эту букву. Задание можно усложнить. Например, попросите ребенка назвать только съедобные предметы или только игрушки. Если детей несколько, пусть они называют слова по очереди. Тот, кто сбился и не смог назвать предмет, выбывает из игры.

«Составь предложение»

Приготовьте карточки. Для этого напишите крупными печатными буквами несколько несложных предложений на полосках цветного картона. Для каждого предложения выберите свой цвет. Например, так:

Синица свила гнездо.

У кошки родились котята.

Маше подарили красивую куклу.

На улице ярко светит солнце.

Теперь разрежьте полоски картона на отдельные слова. Перемешайте карточки. Смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок сначала разложил карточки по цветам, а затем составил из отдельных слов предложения.

Со временем вы можете усложнить упражнение, подобрав предложения таким образом, чтобы они составляли законченный текст. В этом случае ребенок должен будет расположить предложения в нужном порядке.

«Спрятанные буквы»

Дайте ребенку небольшой текст и фломастер. Сначала прочитайте его вместе, потом предложите ребенку еще раз перечитать текст и подчеркнуть все буквы А.

«Хитрые слоги»

Эта игра поможет ребенку расширить словарный запас, научиться читать и составлять слова. Несколько длинных, достаточно трудных слов разбейте на слоги и сделайте карточки с этими слогами. Попросите вашего малыша разложить карточки так, чтобы получилось слово.

ав-то-мо-биль

ка-та-ма-ран

хо-ро-вод

рас-ста-ва-ни-е

по-ра-же-ни-е

«Лишняя буква»

Покажите ребенку следующие группы букв и попросите найти по 1 лишней букве в каждом ряду.

Е О М Ю (М — согласная, не подходит к гласным).

К П Ы X (Ы — гласная, не подходит к согласным).

Ш В Щ Ж (В — не подходит к шипящим).

Т 3 Н Р (Т — глухой звук, не подходит к звонким).

«Родственные слова»

Попробуйте вместе с ребенком подобрать однокоренные слова к следующим существительным:

ДОМ (домашний, домовой, управдом, надомный, домик).

ДЕД (ледяной, ледник, льдинка, заледенеть).

СНЕГ (снежный, снежинка, снеговик, подснежник).

ЗВОН (звонок, звонкий, звонить, перезвон).

ВЕЧЕР (вечерний, вечеринка, вечереть).

МЫЛО (мылить, мыльный, обмылок).

«Разные значения»

Объясните ребенку, что бывают такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют несколько значений. Приведите примеры, попросите ребенка, чтобы он придумал свои примеры.

Ключ (дверной, скрипичный, родник). Ручка (дверная, которой пишут, рука).

Тесты — игры, направленные на интеллектуальное развитие ребенка

Родители и воспитатели детских садов могут сами исполнять роль диагностов в проверке способностей детей, а также развивать их интеллектуальные способности.

Для таких занятий необходимо выделять не более 20-25 минут несколько раз в неделю. Объясните ребенку степень важности данных занятий, но при этом старайтесь создать доброжелательную обстановку, не превращая их в повинность для вашего малыша.

Подробно объясняйте ребенку задания и просите его выполнить их самостоятельно. Если это вызывает затруднения, помогите малышу, но не выполняйте заданий за него.

Проделав следующие упражнения, вы будете знать, соответствует ли развитие вашего ребенка его возрасту.

Нормальное развитие ребенка в 6 лет можно определить по следующим критериям:

  • память — умение пересказывать прочитанный текст, знание наизусть нескольких стихотворений, умение сравнивать картинки по памяти;
  • мышление — умение складывать небольшую картинку из разрезанных частей, описывать последовательность событий, находить из нескольких предметов лишний по его смысловой принадлежности;
  • внимание — умение сосредоточивать внимание на задании в течение 10 минут, самостоятельно выполнять задания по образцу, находить сходство и различия между несколькими парами предметов;
  • восприятие — умение определять недостающие детали предметов, воспринимать на слух и усваивать услышанный материал;
  • развитие речи — умение правильно говорить, четко произносить все звуки и буквы, составлять связный рассказ из нескольких предложений;
  • развитие математических способностей — умение считать до 10, способность описывать местонахождение предметов по отношению к себе и друг другу, знать основные геометрические фигуры;
  • развитие мелкой моторики — умение рисовать с натуры простые предметы и фигуры, заштриховывать и раскрашивать их, не выходя за пределы контура, также способность ориентироваться в тетради в линейку и клетку;
  • познание окружающего мира — ребенок должен знать свои имя и фамилию, домашний адрес, название города, в котором он живет, столицу своей страны, называть последовательность времен года, дней недели, обобщать предметы в группы, знать название основных профессий, различать диких и домашних животных.

Упражнения на развитие памяти

1)    Вспомни сказки, в которых встречаются эти слова:

—    посадил, тянут-потянут, Жучка, дедка;

—    азбука, Мальвина, кукольный театр, денежное дерево.

—    щука, печка, желания, Емеля.

2)    Послушай рассказ. Попытайся его пересказать.

Во дворе жила собака. Дети ее кормили. Собака очень любила ребят и играла с ними. Ребята смастерили собаке конуру.

3)    Прослушай пары слов. А теперь постарайся без ошибок вспомнить по первому слову пару:

—    зима — снег, обед — тарелка, небо — солнце, кукла — платье, озеро — лебедь, пол — потолок;

—    зима — …, обед — …, небо — …, кукла — …, озеро — …, пол — … .

4)    Покажите ребенку таблицу, в которой нарисовано 12 предметов. Дайте ему 30 секунд на то, чтобы рассмотреть и запомнить их. Потом уберите таблицу. Ребенок должен нарисовать или описать словами те предметы, которые запомнил.

Норма — 6 и больше правильных ответов.

5)    Прочитайте ребенку несколько слов. Он в это время должен писать их в воздухе. После того как закончите читать слова, ребенку нужно будет написать их на бумаге.

Слова: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лапа, собака, загадка.

6)    Ребенок должен просмотреть ряд из 10 знаков и постараться как можно лучше их запомнить, а затем по памяти воспроизвести показанные фигуры, сохраняя порядок следования.

/ : + — \ . / — + \

7)    Предложите ребенку вспомнить сказки и мультфильмы и ответить на следующие тестовые задания.

—    Кто из героев мультфильмов любил говорить: «Ребята, давайте жить дружно»?

A.    Дядя Федор

Б. Кот Леопольд

B.    Заяц

Г. Буратино

(Б. Кот Леопольд)

—    Кто из героев диснеевского мультфильма «спешит на помощь»?

A.    Чип и Дейл

Б. Мишки Гамми

B.    Том и Джерри

Г. Белоснежка и семь гномов

(А. Чип и Дейл)

—    В чьей норе жила Дюймовочка?

A.    Мыши Б. Хорька

B.    Крота Г. Гнома (А. Мыши)

—    Кто из сказочных героев потерял свой хвост?

A.    Конек-Горбунок Б. Сивка-Бурка

B.    Ослик Иа-Иа Г. Серый волк (В. Ослик Иа-Иа)

—    Какой сказочный герой ходил в сапогах?

A.    Лиса Б. Кот

B.    Собака Г. Медведь (Б. Кот)

—    В какую волшебную страну попал ленивый ученик?

A.    Забытых книжек Б. Плохих отметок

B.    Злых учителей

Г. Невыученных уроков (Г. Невыученных уроков)

—    Что случилось с царем в конце сказки о Коньке-Горбунке?

A.    Женился

Б. Омолодился

B.    Сварился Г. Разбился

(В. Сварился)

Если ваш малыш не смог ответить на все вопросы, перечитайте ему еще раз эти книги, покажите мультфильмы и попросите рассказать то, что он запомнил. Спросите о каких-то мелких, на первый взгляд незначительных деталях.

Упражнения на развитие восприятия

1)    На каждой из картинок не хватает ка-кой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

2)    Из каких фигур составлены эти рисунки?

3)    Прочитайте ребенку предложение. Он должен описать порядок действий мальчика.

Ваня встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу.

4)    Покажите ребенку 5-7 небольших игрушек. Они должны быть примерно одного и того же размера. Затем завяжите ребенку глаза. Давайте ему по одной игрушке, чтобы он на ощупь определил, что это за фигурка.

5)    Загадайте какой-нибудь предмет (например, чайник) и опишите его, не называя. Ребенок должен угадать, какой предмет вы загадали. После этого вы можете поменяться с ребенком ролями, пусть теперь он попробует вам описать загаданный предмет.

6)    Предложите ребенку отгадать следующие загадки:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать И играть.

(Песок.)

Золотист он И усат,

В ста карманах —

Сто ребят.

(Колос.)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной, Никуда не годный. (Мухомор.)

В красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я — … (Подосиновик.)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)

Летом — в огороде, Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Крепкие, соленые.

(Огурцы.)

Горел в траве росистой Фонарик золотистый.

Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчик.)

Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, горы, море, пляж.

Что же это? …

(Карандаш.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. (Цифры.)

Красный нос В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

7)    Следующая игра хорошо развивает восприятие и воображение. Попросите вашего малыша представить какое-нибудь животное, например белку. Пусть он расскажет о ней: как она выглядит, что любит есть, где живет, какой у нее характер, сколько у нее детенышей.

8)    Дайте ребенку бумагу и цветные карандаши. Прочитайте текст очень медленно по 1 предложению, попросите ребенка представить то, что он услышит. «Стоит дерево. Ствол коричневый. Листья зеленые. На ветках есть 5 красных яблок. Под деревом растет большой цветок желтого цвета и маленький — синего». Затем прочитайте текст еще раз и попросите ребенка нарисовать эту картинку.

9)    Для этого задания вам потребуется несколько наборов карточек. Их можно изготовить самостоятельно, вырезав из старых журналов и наклеив на картон различные картинки и фотографии. Постарайтесь сделать карточки по следующим темам: птицы, животные, машины, люди, овощи и фрукты, дома, посуда. Разложите перед ребенком карточки и попросите его распределить их:

—    по темам;

—    по наличию на картинке какого-либо цвета, например красного;

— по наличию на картинке какой-либо геометрической фигуры.

В конце попросите ребенка отобрать 10 картинок, которые ему нравятся больше всего. Спросите, почему он их выбрал.

Упражнения на развитие мышления

1)    Чем схожи и чем отличаются следующие предметы:

—    собака и кошка;

—    цветок и дерево;

—    шкаф и стул;

—    зима и лето;

—    яйцо и камень.

2)    Ответь на вопросы и объясни свои ответы.

Кого в реке больше: рыб или карасей?

Кого в классе больше: мальчиков или учеников?

Чего в корзине меньше: фруктов или яблок? Чего в лесу больше: дубов или деревьев?

3)    Подумай и ответь на вопросы.

На кого больше похожа лошадь — на козу или лягушку?

Маленькая кошка — это котенок. А как называется маленькая птичка?

Кто из птиц больше — синица или страус? Картофель, капуста, морковь — это… Зимой холодно, а летом….

Учитель работает в школе, а врач?

Который сейчас час? (ребенку показывают часы и просят назвать время.)

Какие виды транспорта ты знаешь?

Что такое Москва, Саратов, Новгород?

Чем похожи шкаф и кресло?

Чем отличаются ложка и вилка?

Зачем спортом занимается человек?

4)    Из каждого столбика выбери по одному слову так, чтобы они подходили друг другу.

шофер    самолет

летчик    лошадь

моряк    автомобиль

наездник пароход

Что общего между всеми словами?

В этом списке ребенок также должен соотнести слова друг с другом, дом    комнаты

лестница страницы квартира ступени книга    этажи

5)    Предложите малышу придумать противоположные по смыслу слова. Сначала приведите пример: холодное — горячее. Затем пусть он попробует самостоятельно.

Вперед — …, вправо — …, теплый — …, смешной — …, приятный — …, сладкий — …, острый — …, грязный — …, низ — …

6)    Предложите ребенку 5 слов и объясните, что 4 из них сходны между собой, то есть их можно объединить одним названием, а одно — лишнее. Малыш должен найти это слово и объяснить свой выбор.

Клен, дуб, ромашка, береза, тополь.

Банан, яблоко, апельсин, молоко, груша. Стихотворение, мультфильм, сказка, рассказ, повесть.

Стирать, готовить, гладить, убирать, гулять. Папа, мама, сестра, бабушка, дворник.

Это упражнение развивает способности ребенка к обобщению и отвлечению. Если вначале ему будет сложно справиться с заданием, помогайте, но обязательно объясняйте, почему нужно выбрать именно это слово, а не другое.

7)    Предложите ребенку соотнести героев сказок и мультфильмов.

Маугли    Заяц

Карлсон    Бабушка

Дядя Федор    Багира

Иван Царевич    Принц

Колобок    Малыш

Красная шапочка Лиса

Русалочка    Матроскин

Волк    Василиса Прекрасная

8)    Предложите ребенку следующие группы слов и попросите назвать соответствующую им сказку.

Старик, старуха, рыбка. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Король, мачеха, принцесса, гномы. («Белоснежка и 7 гномов».)

Три сына, кот, король, принцесса, великан-людоед. («Кот в сапогах».)

Мальчик, кот, собака, галчонок, почтальон. («Дядя Федор, пес и кот».)

Мальчик, злая волшебница, принцесса, превращенная в гусыню, король. («Карлик Нос».)

Три сестры, купец, чудовище, волшебный цветок. («Аленький цветочек».)

9) Попросите ребенка подобрать к сказочным героям необходимые цифры.

Поросята    12

Кощей Бессмертный    1001

Гномы    3

Далматинцы    38

Подвиги Геракла    1

Попугаи    101

Шахерезада    7

(3 поросенка; 1 Кощей Бессмертный; 7 гномов; 101 далматинец; 12 подвигов Геракла; 38 попугаев; 1001 ночь — сказки Шахерезады.)

Упражнения на развитие внимания

1)    Прослушай слова. Повтори их в той же последовательности, в которой они были произнесены. Постарайся не пропустить ни одного слова.

Лейка, сок, каша.

Собака, кастрюля, гром, камень.

Школа, двор, ремень, подсолнух, кукла.

Рыба, штора, слон, пирог, рама, ложка.

2)    Внимательно слушай слова. Если услышишь название посуды — хлопни в ладоши.

Паровоз, ложка, трамвай, синий, петух, калитка, блюдце, сметана, кукла, солнце, малина,

кастрюля, ребенок, кресло, половник, тетрадь, ваза, помидор, сапоги, чашка, конфета, самовар, ступенька, утка, пальма, сковорода, кот, самосвал, удав, радуга, стихотворение, школа, цветок, чайник, вилка, юбка.

3)    Внимательно послушай текст. Ответь на вопрос.

У подружек воздушные шары разных цветов. У Лены — красный, у Тани — зеленый, у Нади — голубой, у Веры — желтый, у Кати — розовый. У кого какой шар?

4)    Рассмотри картинку. Найди пару каждому зонтику. Соедини пары линией.

Следует спросить ребенка, насколько хорошо он понял задание. Время выполнения задания — 2 минуты. Оценка проводится по количеству просмотренных фигур и количеству допущенных ошибок.

5)    Поиграйте с ребенком в игру «Съедобное-несъедобное ». Бросайте ему мяч и называйте разные предметы. Если предмет съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъедобный — отбить. Сначала кидайте мяч и называйте слова достаточно медленно, потом ускорьте темп игры.

6)    Выложите на стол 5-7 небольших предметов. Например, карандаш, спичечный коробок, кольцо, ключ, баночку крема и ложку. Дайте ребенку посмотреть на них в течение 10-15 секунд. Затем попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Ребенок должен внимательно посмотреть и сказать, какую вещь вы спрятали.

Со временем игру можно усложнить, выкладывая большее количество предметов или выбирая предметы, похожие друг на друга, например машинки или небольшие игрушки.

7)    Выполняйте различные движения, а ребенок должен повторять их наоборот. То есть, если вы опустили руку, он должен ее поднять. Если вы присели, он должен подпрыгнуть и т. д.

Если у ребенка хорошо получается, усложните игру. Пусть он выполняет не только противоположные движения, но и с другой скоростью.

Эта игра не только развивает внимание и скорость реакции, но и является хорошей зарядкой для вас и вашего малыша.

8)    Эта игра хорошо тренирует внимание и восприятие.

В начале игры договоритесь с ребенком о запретном движении. Например, нельзя дотрагиваться до носа. Затем выполняйте различные действия, а ребенок должен в точности повторять их за вами. Но дотрагиваться до носа он не может.

Если ребенок все выполнил правильно, можно поощрить его небольшим призом.

Игру можно усложнить, установив не одно запретное движение, а 2 или 3.

9)    Зашифруйте буквы алфавита, обозначив их какими-либо значками или рисунками. Используя эти обозначения, запишите слово и предложите ребенку его расшифровать. Если ему понравится задание, вы можете написать таким же образом предложение или даже небольшой рассказ. Потом предложите ребенку самому зашифровать слово.

Упражнения на развитие речи

1)    Назови слова наоборот.

Река широкая, а ручеек…

Зимой холодно, а летом…

Жираф большой, а мышка..

Рыба плавает, а птица..

Кощей злой, а Василиса Прекрасная…

Хлеб мягкий, а камень…

2)    Послушай слова. К какому предмету относятся следующие определения:

—    большой, деревянный, с дверцей и полками, в него складывают вещи;

—    полосатый, с хвостом и усами, пьет молоко;

—    круглые, с цифрами, тикают;

—    красивый, яркий, со стеблем и листьями, растет на клумбе;

—    белый, холодный, бывает зимой, из него делают снеговиков.

3)    Произнесите начало слова, а ребенок должен будет его закончить. При этом можно показывать картинки, иллюстрирующие названный вами предмет. Такое задание развивает речь, фонематический слух и помогает пополнить словарный запас.

4)    Пусть ребенок расскажет, чем он сегодня занимался. Что за день произошло? Что запомнилось ему больше всего и почему?

5)    Предложите ребенку послушать скороговорки. Повторите их сначала вместе, а потом пусть ребенок проговорит их самостоятельно, четко и внятно.

На иве галка, на берегу галька.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!

Ехал Г река через реку, видит Г река — в реке рак.

Сеня в сени сено нес — щекотало щеки, нос.

На дворе с утра тарахтят трактора.

Над крышею груша, на груше Андрюша.

Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.

Журчали ручьи и урчали, жужжали шмели над ручьями.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Купила бабуся бусы Марусе.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

6)    Для этого задания вам понадобится мяч. Ритмично ударяя мячом об пол, четко произнесите:

Я знаю пять названий цветов:

Роза — раз,

Ромашка — два,

Лилия — три,

Тюльпан — четыре,

Одуванчик — пять.

После этого дайте мяч ребенку и предложите таким же образом назвать 5 слов на какую-либо другую тему. Это могут быть имена, птицы, животные, названия улиц и т. д.

7)    Предложите ребенку такое задание: вы будете произносить небольшие предложения, в которых есть стилистические, лингвистические или смысловые ошибки, а он должен эти ошибки исправить. Важно, чтобы ребенок воспринимал предложения на слух. Вот примеры таких предложений.

Девочка подошла до реки. (Девочка подошла к реке.)

На улице пошел сильный ветер. (На улице поднялся сильный ветер.)

Мама приготовила для завтрака манную кашу. (Мама приготовила на завтрак манную кашу.)

Каждое утро нужно чиститься зубы. (Каждое утро нужно чистить зубы.)

На спине у Карлсона был вертолет. (На спине у Карлсона был пропеллер.)

Потому что цветы не завяли, надо их поливать. (Чтобы цветы не завяли, нужно их поливать.)

Упражнения по математике

1)    Дети в 6 лет должны уметь сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать это в речи («стало короче», «книга толще газеты», «тут ниже», «этот предмет шире» и т. д.). Ребенок также должен уметь сравнивать группы предметов.

Его следует научить на глаз определять длину и толщину палки, ширину ленты, журнала, высоту дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Например, толщиной в палец, высотой с человека, длиной в 2 шага и т. д.

2)    Ребенок должен иметь понятие о том, что такое ноль. Для этого положите перед ним 8 игрушек и, убирая по одной, вместе считайте: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Когда вы уберете последнюю игрушку, скажите, что не осталось ни одной игрушки, а в математике говорят по-другому: ноль игрушек.

3)    Ребенок должен иметь представление об основных геометрических фигурах, уметь объединять в четырехугольник квадраты и треугольники. Предложите ему выполнить следующие задания:

—    сложить 2 квадрата из 7 палочек;

—    сложить 3 треугольника из 7 палочек;

—    сложить прямоугольник из 8 палочек;

—    сложить из 8 палочек 2 разных треугольника;

—    сложить из 6 палочек домик, затем переложить 2 палочки таким образом, чтобы получился флажок;

—    можно ли из 2 палочек сложить квадрат? Почему;

—    можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и 1 четырехугольник?

4) Дайте ребенку тетрадный лист в клеточку, карандаш и скажите, что сейчас вы будете рисовать, но не обычный рисунок. Объясните, что вы будете говорить, сколько и в какую сторону надо прочертить клеточек, а он будет откладывать эти отрезки на бумаге. Дети очень любят это задание, им интересно, что же в итоге получится. Вот пример рисунка «Котенок».

7 клеток вниз
1    клетка вправо
2    клетки вверх
1    клетка вправо
2    клетки вниз
1    клетка вправо
2    клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1    клетка вправо
2    клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1    клетка вверх
2    клетки влево
3    клетки вниз
4    клетки влево
3 клетки вверх
3 клетки влево

Пусть ребенок, глядя на образец, выполнит рисунок до конца, нарисует котенку глазки, носик, ротик, полоски на хвосте и т. д.

5) Для обучения ребенка счету сделайте таблицу. На большом листе ватмана начертите квадрат 10 х 10 клеток. В 1-м столбце напишите числа от 1 до 10, во 2-м — от 11 до 20, и так до 100. Числа в нижней строке выделите красным цветом. Слева перед каждой строкой поставьте синие точки: 1, 2, 3… Они будут обозначать цифры, на которые заканчиваются все числа в данной строке. Таблицу повесьте на стену. Пусть ребенок в течение 1 недели ознакомится с ней. Потом можно задавать ему по таблице вопросы. Сначала вопросы должны быть несложными, затем постепенно следует переходить к более трудным. Примеры вопросов.

Где написана цифра 6, 2, 9?

Если нарисовано 4 точки, какую цифру пишут рядом?

Сосчитай от 37 до 51.

Сосчитай в обратном порядке от 73 до 61.

Сколько всего цифр?

Чего больше, цифр или чисел?

Как можно быстрее найди и покажи в таблице числа 43, 81, 29, 67.

Не глядя на таблицу, скажи, какое число написано выше числа 67? А какое ниже?

Не глядя на таблицу, назови число, написанное справа от числа 34. А какое число написано слева?

Чему равна сумма всех цифр в 1-м столбце? Для счета можно использовать кубики или палочки.

Как, пользуясь таблицей, прибавить к числу 47 число 21? (Для любого числа перейти на 2 шага (число 21 — 2 десятка) вправо и 1 шаг (число 21 — 1 единица) вниз.)

Что больше: число или сумма цифр этого числа?

6)Покажите ребенку следующие числовые ряды и предложите подумать, какое число или цифра в каждом из них лишняя.

23, 45, 11, 18, 75 (18 — четное, все остальные — нечетные);

15, 64, 82, 26, 14 (15 — нечетное, все остальные — четные);

15, 65, 25, 13, 30 (13 — все остальные числа делятся на 5);

2, 6, 1, 8, 25 (25 — число, все остальные — цифры);

34, 21, 84, 4, 16 (4 — цифра, все остальные — числа).

Упражнения на развитие мелкой моторики

1)    Обведи рисунки точно по линиям. Постарайся не отрывать карандаша от бумаги и не заходить за контур.

2)    Раскрась картинки карандашами.

3)    Продолжи рисовать узоры.

4)    Подберите из раскраски рисунок (он должен быть достаточно сложным) и попросите ребенка обвести контуры.

5)    Нарисуйте 2 одинаковых квадрата, в одном из них выполните произвольный геометрический узор и предложите ребенку повторить этот узор в другом квадрате.

6)    Для этого задания вам потребуется 2 коробочки и 20 палочек. Попросите ребенка правой рукой выложить по 1 палочке из правой коробки на стол и по 1 переложить в левую. Затем попросите сделать то же самое левой рукой.

Упражнения, направленные на познание окружающего мира

1) Ответь на вопросы.

Назови свои имя и фамилию. Сколько тебе лет?

Назови свой домашний адрес. Сколько этажей в твоем доме? Назови профессии твоих родителей.

Папа твоей мамы — это кто?

Сестра твоего папы — это кто?

В каком городе ты живешь?

Как называется столица твоей Родины?

2)    Назовите ребенку профессии, пусть он расскажет, чем занимаются эти люди.

Учитель, врач, швея, строитель, пекарь, продавец, дворник, водитель, милиционер.

3)    Назови времена года, изображенные на картинках. Расставь их по порядку, начиная с зимы (рис. 4).

4)    Назови деревья и цветы, которые тебе известны.

Что общего между елью и сосной?

Между тополем и березой?

Чем отличаются роза и ромашка?

Тюльпан и астра — это…

Назови деревья, которые ты видел в нашем городе.

5)    Рассмотри картинки. Назови животных и их детенышей.

6)    Дайте ребенку карточки с названием дней недели. Пусть он разложит их по порядку.

7)    Знаешь ли ты названия грибов, нарисованных на картинке? Есть ли среди них несъедобные?.

8)    Предложите ребенку следующий список, а он пусть распределит, какие вещи куда надо положить.

зубная щетка    коридор

книга    спальня

пижама    шкаф

тарелка    ванная комната

туфли    полка

игрушки    кухня

9)    Поиграйте с ребенком в такую игру: вы называете ему родовое понятие, а он вам — слова, относящиеся к нему.

Фрукты: банан, апельсин, яблоко, груша.

Посуда: тарелка, ложка, чашка, блюдце.

А потом сделайте наоборот. Вы называете ему видовые понятия, а он подбирает обобщающие слова.

Щука, лещ, окунь, налим — рыбы.

Ель, сосна, береза, тополь — деревья.

10)    Попросите ребенка назвать животных, которые живут в:

—    норке,

—    дупле,

—    скворечнике,

—    будке,

—    хлеву,

—    берлоге.

11)    Произносите следующие фразы с соответствующими жестами и интонацией. Ребенок должен угадать, кто это говорит. Затем поменяйтесь с ребенком местами, пусть он вам попробует загадать подобные загадки.

«Днем ожидается солнечная погода, температура 4-26 С в тени ».

«Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — ул. Горького».

«Ты опять забыл почистить перед сном зубы!»

«Открой пошире рот и скажи: “А-а-а-а…”».

«Тема сегодняшнего урока: «Герои русских народных сказок”».

«Ваша сдача: 82 рубля 50 копеек».

«На этот зуб надо поставить пломбу». «Следующий номер нашей программы — выступление воздушных гимнастов».

12)    Попросите ребенка подумать и рассказать вам, каких животных он знает и какую пользу они приносят человеку и природе. Объясните ему, что все животные полезны, и если кто-то из них исчезнет, нарушится равновесие в природе.

13)    Для чего нужно электричество? Что было бы, если бы его не было? Попросите ребенка назвать электроприборы, которые он знает. Для чего они нужны?

14)    Куда положить следующие продукты?

хлеб    солонка
фрукты    плоская тарелка
суп    сахарница
картофельное пюре блюдце
варенье    хлебница
сахар    глубокая тарелка
соль    ваза
печенье    розетка

15)    Объясните ребенку, что транспорт бывает автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, а также пассажирский и грузовой. Попробуйте вместе подобрать к каждому виду транспортные средства.

Игры, направленные на развитие логики, внимания, восприятия, терпения

«Разноцветное следствие»

Особенно интересно проходит эта игра при большом количестве участников, в основном мальчиков. Участники выбирают ведущего, который выступает в роли следователя. Он выходит за дверь, а остальные усаживаются в круг и выбирают себе по 1 цвету.

Ведущий заходит и начинает розыск пропавшей вещи. Например, он говорит: «Произошло ужасное преступление! Пропало кольцо. Но как опытный следователь я узнал, что оно находится у Зеленого». Участник, выбравший зеленый цвет, должен немедленно ответить, что кольца у него нет, но он точно знает, что оно у Красного.

Если участник, цвет которого назвали, быстро не ответил или назвал цвет, которого в игре нет, он становится ведущим. «Разноцветное следствие» — игра на внимание, поэтому игроки должны отвечать предельно быстро.

«Ботанический сад»

В этой игре должно быть не меньше 10 участников, преимущественно девочек. Игроки выбирают ведущего — «ботаника», рассаживаются в круг и загадывают себе каждый по цветку.

«Ботаник» начинает говорить: «Я сегодня гулял по ботаническому саду и увидел очень много красивых цветов! Только гвоздики не увидел». Следом отвечает участник, который загадал себе гвоздику: «Такого не может быть! Я там был, а вот розы не было!» Игрок, выбравший розу, говорит, что он был, а лилии не заметил. И так продолжается на протяжении всей игры.

Участник, который быстро не отозвался или повторил название цветка, выбывает.

Играть нужно очень внимательно: быстро отвечать и не путаться в названных растениях.

«Красочный базар»

Чем больше участников будет в этой игре, тем она будет интересней. Среди всех игроков выбирают троих: «художника», «писателя», «актера». Выбранные игроки выходят за дверь и там решают между собой, кто и в каком порядке будет выходить. Оставшиеся участники загадывают себе какую-либо краску.

Возвращаются трое игроков, и начинается покупка красок. Сначала говорит, например «художник»: «Я пришел за красной краской!» Если такую краску загадал кто-то из участников, выходит этот игрок и уходит с «художником».

Следом заходит, например «актер»: «Я пришел за фиолетовой краской!» Если такую краску никто не загадал, игрок уходит ни с чем.

Так игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все краски. Победителем считается тот «покупатель», который купит больше всех красок-участников. Чтобы игра получилась наиболее интересной, нужно загадывать редкие цвета.

«Обезьянка»

В этой игре очень важно быть внимательным. Из участников выбирают ведущего. Он усаживается перед игроками. Ведущий дотрагивается до какой-нибудь части своего тела или предмета одежды. Одновременно с этим он озвучивает, до чего именно дотрагивается. Здесь нужно быть очень внимательным, потому что ведущий может прикоснуться, например, к носу, а сказать, что дотрагивается до пятки. Игроки должны повторять каждое движение, как мартышки, слушая, о чем говорит ведущий.

Самый внимательный участник становится победителем. Игрок, который ошибется, выбывает.

«Фруктовая лавка»

Эта игра будет интересней, если в ней принимают участие не менее 15 детей.

Из участников выбирают ведущего — «продавца».

Остальные игроки выбирают себе какой-либо фрукт. Если участников очень много, можно использовать названия овощей. При этом ведущий находится за дверью. Для этой игры понадобятся стулья. Участники рассаживаются на них по кругу так, чтобы у каждого было свое место.

«Продавец» заходит к остальным игрокам и говорит: «Сейчас я пойду в свою фруктовую лавку продавать банан и грушу». Участникам, загадавшим эти фрукты, следует поменяться местами, но так, чтобы «продавец» не занял ни одного из стульев. Игрок, чье место будет занято, становится ведущим.

«Фруктовая лавка» прекрасно развивает не только внимание, но еще реакцию и память.

«Веселое путешествие»

Для этой игры нужно не менее 12 человек. Создаются 2 команды, которые выбирают одного ведущего — «проводника». Смысл этой игры заключается в том, что дети отправляются в путешествие, а ведущий им показывает дорогу.

Пока их не настигнет плохая погода, участники обеих команд могут передвигаться в любых направлениях, главное — не стоять на месте. Затем «проводник» говорит: «Дождь!» После чего все участники должны встать в 2 ряда друг за другом, накрыть ладонями головы впереди-стоящих игроков и присесть.

Затем «проводник» говорит: «Град!» Игроки должны присесть, наклонить головы вперед и накрыть их руками, изображая град.

Та команда, которая выполнит первой все команды ведущего, получает больше очков и становится победителем.

Если желающих принять участие в «Веселом путешествии» мало, можно играть одной командой. В таком случае участник, который не успеет выполнить вовремя упражнение, получает штрафное очко. Восстановить его можно, выполнив следующую команду ведущего первым и правильно. Набравший 3 штрафных очка участник покидает игру.

«Веселое путешествие» тренирует быстроту реакции, внимание и ловкость.

«Волк и козлята»

Чем больше детей будут принимать участие в этой игре, тем она будет интересней. Выбирают ведущего, который играет роль сказочника. Остальные игроки становятся по кругу спиной друг к другу и закрывают глаза. Ведущий находится в центре круга и дотрагивается до какого-либо участника, который «превращается» в «волка». А остальные игроки, кроме «сказочника», становятся «козлятами».

После команды ведущего все открывают глаза. Никто из участников не знает, до кого дотронулся «сказочник», кроме него самого и «волка». Все начинают спрашивать: «Где же ты, волк?» После 3 таких вопросов «волк» говорит:

«Вот я!» и начинает догонять «козлят». Пойманный участник выходит из игры. Если «коз-

ленок» присаживается, считается, что он находится в «домике», и «волк» должен бежать за другим игроком. Ведущий отсчитывает 20 секунд. По завершению времени игра начинается заново, а «волк» становится ведущим. Смысл «Волка и козлят» — поймать как можно больше участников.

Эта игра развивает не только внимание и реакцию, но и скорость, а также помогает детям лучше понимать окружающих.

«Кошки-мышки»

Для игры необходимы 2 участника. Первый игрок вытягивает свои руки вперед, ладошками вверх. Второй участник кладет на них свои ладошки. Игрок, чьи руки внизу, поглаживает ладони второго и приговаривает: «Кошки-ладошки!» После чего резко останавливается и неожиданно хлопает по рукам другого участника, говоря: «Ловите мышек!» Если второй игрок успеет отдернуть свои руки, он становится победителем, и участники меняются ролями. Если нет, игра продолжается до победы.

Эта игра известна с давних пор. Она развивает реакцию и внимание.

«Зоопарк»

В этой игре должны участвовать около 12 детей.

Выбирают ведущего, который говорит каждому игроку название какого-либо животного.

Участники становятся в 1 линию. Они знают только свои названия.

Ведущий произносит, например: «Слон и белка!» Игрок, чье животное назвали первым, должен убегать от второго. Вся суть в том, что догоняющий должен бежать только по следам убегающего. Если «белка» собьется с пути «слона», ее наказывают штрафным временем, которое она должна отстоять на одном месте. Убегающий участник должен как можно сложнее запутывать следы, а затем вернуться на свое место. Если «белка» догонит и дотронется до «слона», он выходит из игры.

Участники, которые вернутся на свое место, становятся победителями. Чтобы игра не затягивалась, ее можно ограничить временем или придумать собственные правила.

Эта игра развивает внимание, ловкость и скорость реакции.

«Три поросенка»

В этой игре необязательно большое количество участников. Игроки выбирают «волка» среди всех участников, остальные становятся «поросятами». Прочерчивают 2 линии. За одной линией — «дом поросят», а за другой — «дом волка». Между 2 линиями, то есть «домами», находится «зеленый луг».

Погуляв немного на «зеленом лугу », «волк» отправляется в свой «домик» и ложится спать.

Пока «волк» отдыхает, «поросята» выходят на прогулку. Они начинают дразнить «волка», спрашивают: «Спит ли страшный серый волк?» «Волк» не спит, а притворяется, но на «зеленый луг» не выходит. Он должен неожиданно выпрыгнуть из своего «домика» и попытаться поймать «поросят». Они могут прятаться в своем «домике», куда «волк» зайти не может, но «поросята» могут пробыть в своем укрытии не больше 3 секунд. Победителем будет считаться непойманный «поросенок».

Сказочная форма этой игры очень нравится детям, развивает внимание и терпение.

«Первый учитель»

Чем больше детей будут принимать участие в этой игре, тем она будет интереснее. Следует разделиться на несколько команд. Ведущий дает обеим командам одинаковые или разные тексты. В них в одном из предложений ведущий должен убрать по 1 слову, чтобы поменялся или исказился смысл написанного.

Задача упражнения заключается в том, чтобы найти эту ошибку и устранить ее. Та команда, которая сделает это быстрее, и будет считаться победительницей.

Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь внимание многих детей очень рассеянно, они могут читать написанное, не задумываясь о том, что в тексте могут быть опечатки. Особенно если это уже знакомый им учебник.

Эта игра помогает развить у ребенка внимание, логику, умение анализировать информацию.

«Лабиринт»

Для этой игры необходимо наибольшее количество участников.

Расчерчиваются квадраты со стороной около 1 м или чуть больше. Количество квадратов должно соответствовать количеству игроков: по 4 человека на 1 квадрат. Выбирается ведущий и 2 игрока в лабиринт.

Участники игры присаживаются на корточки, по 1 в каждый угол квадрата. Игроки берутся за руки. Они могут поднимать и опускать их по ходу «лабиринта».

По команде ведущего 1 из выбранных участников на корточках заходит в глубь лабиринта, после чего команда подается для следующего.

Смысл этой игры: поймать второму участнику первого.

Дети, которые сидят в углах квадрата, могут изменять положение рук, тем самым передвигая лабиринт и усложняя задачу для игроков, находящихся внутри него.

Когда убегающий участник пойман, он проигрывает. Затем выбирают новых игроков, а предыдущие занимают их места в лабиринте.

Эта игра помогает детям находить общий язык с окружающими людьми, а также развивает ловкость и внимание.

«Салки-обезьянки»

Сама по себе игра в салки известна очень давно. В нее играли еще наши прабабушки и прадедушки, но развиваемся не только мы с вами, но и старые игры.

Правила салок очень просты: водящий участник должен дотронуться рукой, мячом или еще чем-либо до убегающего. «Салки — обезьянки» не очень сильно отличаются от традиционных салок. Участник, которого догоняют, должен не просто бежать, а, например прыгать на одной ноге или размахивать руками. А водящий должен с точностью повторять его движения. Если догоняющий участник коснется первого игрока, не изображая его, водящего наказывают: он стоит на одном месте 3 секунды.

«Салки-обезьянки» помогают детям развить внимание, скорость реакции, а также найти общий язык с окружающими людьми.

«Переселение душ»

Каждый взрослый человек сталкивался с такой ситуацией, когда дети мешают довести до конца какое-либо дело, капризничают или требуют сделать что-то немедленно. Эта ролевая игра помогает детям и родителям лучше понять друг друга.

Можно привести 1 пример из жизни каждой семьи, чтобы лучше разобраться в этой игре.

Мама (папа) готовит обед, а сын (дочь) требует от нее с ним поиграть. В таком случае родитель должен предложить своему чаду поменяться ролями. Это предложение обязательно заинтересует ребенка.

Между ними происходит примерно такой диалог. Мама: «Пойдем играть!» Ребенок отвечает: «Я не могу! Мне нужно приготовить обед!

Ты же проголодаешься, а покушать будет нечего!» Мама должна настаивать: «Когда поиграем, приготовишь». Дочь: «Папа с работы придет голодным, нам ведь нужно его накормить».

Мама: «Нужно». Когда ребенок начинает соглашаться с позицией взрослого, нужно переходить к наводящим на нужный маме ответ вопросам.

Мама: «Тогда я пока пойду поиграю одна, а ты придешь, когда закончишь готовить». После таких слов ребенок чаще всего соглашается с родителем и уходит в свою комнату ждать маму.

Это один из примеров ролевой игры, направленный на развитие самоконтроля. Если конфликт между ребенком и взрослым уже произошел, можно провести беседу в качестве врача и пациента, где ребенок, также входя в роль мамы или папы, должен рассказать суть конфликта.

Эта игра может проходить с разными ролями, которые будут уместны в конкретной ситуации. Дети в возрасте 5-6 лет могут проводить такой тренинг между собой, чтобы лучше понимать друг друга и избегать конфликтов.

«Имена»

Это командная игра, рассчитанная на свободное общение детей между собой. Чем больше ребят будут принимать участие, тем интереснее она будет.

Для игры понадобится мяч. Дети должны кидать его друг другу. Но не просто передавать из рук в руки, а высоко подкидывать мяч, называть имя игрока, которому его передают, и отбегать. Тот ребенок, чье имя произнесли, должен успеть вовремя подбежать и поймать мяч, после чего назвать имя другого участника и подкинуть ему мяч. Если названный игрок не успевает подбежать и поймать его, он выбывает из игры. Обязательное правило — называть имя следующего ловца. Тот, кто этим правилом пренебрежет, также выходит из игры.

Это состязание поможет детям лучше узнать друг друга и настроиться на свободное общение.

«Я — звезда»

Эта игра направлена на раскрепощение детей в обществе, а также ориентирована на свободное общение ребят.

В игре может участвовать любое количество детей, но чем их больше, тем интереснее.

Среди участников выбирают одного. Он садится напротив всех. Этот ребенок играет роль звезды. Остальные дети — «клуб фанатов». Происходит встреча «фанатов» со своим кумиром. Дети должны задавать вопросы, которые их интересуют. Например: «Кто твой кумир?», «Чем ты любишь заниматься в свободное время?», «Есть у тебя какое-нибудь домашнее животное?», «Посещаешь ты какие-нибудь творческие кружки?»

Вопросы могут быть различными, в зависимости от ситуации, в которой проводится игра.

Ведущий должен следить за тем, чтобы не задавались грубые вопросы. На место «звезды» должны садиться все ребята по очереди. Можно придумывать разные ситуации, чтобы детям не стало скучно. Например, это могут быть «студенты» и «преподаватель». Особенно удачно проходит эта игра, когда дети приходят первый раз в школу.

Благодаря такому тренингу ребята быстрее раскрепощаются и находят общие интересы. Эту игру может проводить взрослый человек, например преподаватель, а также сами дети между собой, чтобы узнать друг друга ближе.

«Сам ты ананас»

Дома, на улице или в школе можно услышать «отборную ругань» 6-7-летних детей, что совсем не радует наш слух. Эта игра поможет настроить ребят на более позитивный лад.

Детям предлагается поменять обычные для них жаргонные оскорбления на названия фруктов, овощей или животных. Например, если один ребенок оскорбил другого, предложить ему ответить так: «Сам ты ананас!»

Такая форма нестандартных ругательств понравится детям, и они с энтузиазмом примут ее.

Эта игра поможет детям справиться с агрессией и перестроит их с негативного на позитивный лад.

«Познай себя»

Эта игра-тест может проводиться как взрослыми, например учителем в первом классе, так и самими детьми. Для ее проведения каждому участнику понадобятся лист бумаги и набор цветных карандашей.

Дети должны одним цветом, который они выберут сами, нарисовать свой портрет. Цель проведения этой игры заключается в самопознании ребенка, каким он себя видит. Лица на портретах могут быть разными: равнодушными, веселыми, печальными, радостными, удивленными, злыми, испуганными.

Цвета, которыми будут нарисованы лица, также несут смысловую нагрузку. Черный означает упорство, конфликтность. Дети, которые рисуют свой портрет этим цветом, задумываются о жизни и смерти. Те, кто изобразит себя белым карандашом, живут в мире иллюзий. Красный цвет говорит об упорстве и активности. Коричневый — целеустремленность, уверенность в себе и любовь к близким людям. Темно-коричневый цвет говорит о проницательности и наблюдательности. Оранжевый — о сердечной теплоте и прямоте. Дети, чьи портреты будут красновато-оранжевыми, сильно раздражительны, но откровенны. Они руководствуются чувствами, а не здравым смыслом. Розовый карандаш выберут добродушные и женственные натуры. Фиолетовый — очень работоспособные и очень беспокойные дети. Лиловый портрет будет характеризовать особо чувствительных, доставляющих много хлопот личностей. А желтый — сказочников и фантазеров. Недоверчивые скептики нарисуют себя зеленым карандашом. А вот целеустремленные, практичные ребята выберут салатный цвет. Светло-зеленый портрет покажет не очень твердых эстетов, готовых всегда помочь окружающим. Небесно-голубой — ребенка, грамотно скрывающего свои реальные эмоции под маской смелого и спокойного человека. Ребенок, нарисовавший себя ярко-синим карандашом — разумный, честный, отдающий всего себя своему единственному другу. Голубой цвет характеризует малыша как общительного, внешне спокойного при легко ранимой душе. Бирюзовым себя нарисует скрытный нарушитель законных обязанностей. А вот серый портрет расскажет о скромном и рассудительном ребенке.

Эта игра на самопознание. Такой тест покажет детям их внутренний мир и заставит задуматься. Можно немного изменить суть игры и попросить ребят нарисовать друг друга, чтобы они узнали мнения окружающих людей о себе.

«Доверься ближнему»

Эта командная игра помогает детям находить общий язык и доверять друг другу. Для участия в ней потребуется как можно больше ребят. Выбирают судью, а остальные делятся на 2 команды, которые выстраиваются в 2 колонны. Назначаются капитаны команд. В 10 м перед игроками прочерчивается линия — это финиш.

Капитаны обеих команд должны провести по очереди каждого игрока из своей команды за руку до финишной линии. Сложность состоит в том, что все, кроме капитанов, должны идти с закрытыми глазами. Победит та команда, которая переберется за финишную черту первой.

Обязательное правило — глаза должны быть именно закрытыми, а не завязанными.

Эта игра помогает научиться коллективной ответственности, в которой один игрок отвечает за другого (капитан), а также научиться честным путем идти к победе.

«Эмоциональный выбор»

В «Эмоциональный выбор» дети могут играть на улице, в школе или дома. Участвовать могут несколько детей. Для игры нужен мяч, пробка, скомканная бумага или то, что есть под рукой.

Определяется ведущий, остальные участники рассаживаются перед ним в ряд. Перед игрой каждый из участников должен вспомнить все эмоции, которые знает. Ведущий задает всем игрокам вопрос, какие эмоции они пережили в конкретной ситуации, а затем кидает мяч одному из участников. Этот игрок должен быстро ответить и вернуть мяч обратно ведущему. Участник, который не сможет быстро описать свою эмоцию, выходит из игры.

Можно показать пример игры. Ведущий:

«Что ты почувствовал, когда закончился урок по русскому языку?» Участник, которому кинули мяч, должен ответить, например: «Радость!»

Ответ может быть любым, главное, чтобы это было название определенной эмоции.

Эта игра помогает детям эмоционально саморегулироваться, выделять конкретные эмоции из общей картинки впечатлений.

«Стенка на стенку»

Эту игру следует проводить либо учителю, либо кому-нибудь из взрослых. Для участия нужна небольшая группа детей.

Под веселую музыку ребята должны хаотично двигаться, немного напирая и толкая друг друга. После нескольких минут таких «танцев» следует дать детям немного отдохнуть. Так нужно повторить несколько раз.

Основная задача взрослых — сдерживать детей от сильных грубых толчков друг друга во время натиска.

Эта игра поможет детям контролировать свои отрицательные эмоции и агрессию.

Можно немного изменить правила игры: разделить детей на пары. Начинает играть музыка. Выходит одна пара участников. Игроки

становятся друг напротив друга и упираются руками. Основная задача детей — сдвинуть соперника с места за то время, пока играет музыка. Как только она замолкает, участники должны разойтись. После такой игры следует дать детям посидеть спокойно и отдохнуть.

Этот вариант игры также направлен на снятие негативных эмоций.

«Страхи в масках»

Многие, если не сказать все, дети чего-то боятся. «Диапазон страхов» огромен. Игра «Страхи в масках» придумана для выявления и устранения детских страхов. Ее следует проводить либо родителям, либо педагогам-психологам. Для участия в игре подойдет любое количество детей. В нее можно играть дома, вместе с родителями, или в школе, с одноклассниками и учителем.

Каждому участнику понадобятся разноцветные карандаши, бумага и ножницы.

Дети должны нарисовать и вырезать себе маски. Но раскрасить их они должны так, чтобы рисунки были связаны с личными страхами участников. Если ребенок боится темноты, маска может быть полностью черной, если воды, рисунок может быть связан с «водяным», а если у игрока страх перед врачами, он может изобразить на своей маске шприц и т. д.

Когда все будет готово, дети должны поменяться масками и разыграть спектакль, в котором каждый «актер» должен будет стараться воспринимать свои страхи как реальных персонажей.

Тематика представления может быть любой, например, встреча «врача» с «водяным» глубокой страшной ночью.

В процессе этой игры дети высвобождают свои страхи и борются с ними.

Несколько иные спектакли можно проводить вдвоем, уже без масок, в форме диалога.

Первый участник — это какой-либо страх.

А второй участник — это тот, чей страх изображают. В ходе представления «актер», играющий страх, должен доказать, что боязнь второго игрока беспочвенна, и разными способами убеждать, что его, то есть страха, пугаться не стоит.

Такой спектакль лучше проводить дома взрослым вместе с ребенком.

«Стихоплет»

Эта игра поможет детям раскрепоститься, развить самостоятельность. Проводить ее можно в школе, например на уроке литературы, дома или на улице.

Один участник встает перед остальными и читает стихотворение, которое знает наизусть. Но рассказать нужно с не обычной интонацией, а выражая какую-либо эмоцию.

Задается определенная тема. Например, родители ругают свое чадо за то, что в школе он получил двойку. Участник игры должен рассказать стихотворение в нескольких вариантах, с разными эмоциональными оттенками. Например, в первом варианте он оправдывается перед родителями, во втором говорит, что его двойка незаслуженная, а в третьем — он очень расстроен.

Дети, которые не принимают участия в игре, должны выбрать среди всех участников того, кто лучше всех передал эмоции при чтении стихотворения.

«Первопроходец»

Эта командная игра помогает детям раскрепоститься в обществе и найти общий язык с окружающими. Для участия нужны около 20 человек.

Все игроки разбиваются на 2 команды с одинаковым количеством участников. В каждой команде назначается капитан и «первопроходец». Расставляют стулья в 2 хаотичных ряда, в виде небольших лабиринтов.

Сначала в эти лабиринты заходят «первопроходцы», каждый в чужие, выбирая траекторию движения команды-противника. Затем по свистку судьи обе команды, во главе с капитанами, начинают бежать между стульями по той дороге, которую им показали «первопроходцы». Побеждает команда, добравшаяся до финиша первой.

Основная задача «первопроходцев» состоит в том, чтобы как можно больше запутать траекторию пути команды противника. Если игроки пойдут не той дорогой, которую им показали, они сходят с дистанции и считаются проигравшими.

«Кто успел, тот и сел»

Эта игра поможет детям контролировать свои негативные эмоции. Для участия нужно около 10 ребят. За проведением этой игры должен следить кто-нибудь из взрослых, например учитель.

Ставятся по кругу стулья. Их должно быть на 1 меньше, чем участников. Включается веселая музыка. Дети должны быстро бегать вокруг стульев, пока она играет. Как только музыка замолкает, игроки присаживаются на рядом стоящий стул. Кто не успел занять место, выходит из игры. Перед началом второго тура убирается 1 стул, и повторяются те же самые действия. Так продолжается до тех пор, пока не останется 2 участника и 1 стул. Тот игрок, который займет его, становится победителем.

Во время всего конкурса педагог должен следить за детьми и их реакцией, потому что во время игры игроки могут грубо сталкивать друг друга со стульев, чего быть не должно.

Смысл этой игры заключается в обучении детей контролировать свои отрицательные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *