Речевые игры

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1.     Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2.     Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • Посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • В собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.)
  • Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.)
  • Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.)

3.      Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусное, сладкое, горькое, горячее, холодное).

4.     Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставлять ребенка жевать сухари, овощи, фрукты, хлеб с корочкой.

  • Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной в другую.
  • Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать со своими непослушными пальчиками: пусть сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки.
  • По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет понятнее не только маме.
  • Ребенку очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
  • Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольце ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для рук.

 Речевые игры: что это такое и как в них играть

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада.

Я предлагаю вам поиграть вместе с ними в речевые игры. Игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Польза этих игр в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха.

И конечно, речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Помимо этого, играя и примеряя на себя самые разные роли, ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Как играть в речевые игры и с чего начинать?

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.

«Аты-баты, шли солдаты»

Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове — «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара — «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны — вопросительная интонация — «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны —
«я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед — вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают — «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой — пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой — «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки — над «блюдцем» держат «чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи» (На материале считалки закрепляем звуки Ч, Ж, Ш)

Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра — «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону — «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону — «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят — «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой — «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе — «ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки — «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой — «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (на материале игры закрепляем звук Ш)

Как у бабушки Наташи
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой — делают «тарелку», показывая ее по разные стороны.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки — «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой — «тарелка»,
с левой — «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз — «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны — две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее по обе стороны
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.

Речевая игра «Барабек»   (на материале игры закрепляем звук К)

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове — «рога», говорят низким голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, — «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо — «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны — «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, — «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак,
отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают — «кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют — это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и
негромко — «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом — «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
— У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.

Терпения и  удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *